greentown2020 (greentown2020) wrote,
greentown2020
greentown2020

Category:

Минск кажется, уже достиг предела автомобилизации

 По какому пути будет развиваться Минск: Москва с пятичасовыми заторами или Берлин с велосипедами и скоростным общественным транспортом? Ранним утром, двигаясь на собственном автомобиле на работу в центр Минска по проспекту Дзержинского, автолюбитель не знает забот: восьмиполосная магистраль позволяет легко покинуть Малиновку, миновать Юго-Запад и почти въехать в центр города. Радость омрачает затор перед площадью Богушевича. Автомобилист вытягивает шею, пытаясь понять — в какой полосе авария? Но он и не подозревает, что упёрся вовсе не в затор, а в системный кризис организации дорожного движения Минска. Ни на площади, ни далее по маршруту никаких аварий нет, и поток стоит совсем по другим причинам.
 «Пора строить развязку на Богушевича», — подумает автомобилист. И будет совершенно не прав. Потому что ни развязки, ни восьми полос проспекта, ни самого автомобилиста вместе с его автомобилем быть в этом месте вообще не должно. Мысль совершенно крамольная для определенной категории граждан, но по мере нарастания часов, проведённых в заторах, многие всё-таки зададутся вопросом — «что же мы делаем не так?».
Транспортная проблема не так проста, как может показаться. Это сложный клубок, в котором переплетаются интересы разных категорий горожан. Проблемы парковок, общественного и альтернативного транспорта, битва концепций развития столицы и даже психология — распутать всё это не так просто, а угодить всем вообще невозможно. Но пытаться надо, ведь дальше будет только хуже.
В чём же главная транспортная проблема Минска?
Павел Нищенко, архитектор: «Основная проблема — мы развиваемся по московскому пути. Мы увеличиваем ширину улиц, добавляем полосы, строим транспортные развязки, активно развиваем автомобильную инфраструктуру, много вкладывая в строительство. Но это всё равно, что бороться с ожирением, ослабляя пояс. Уже хорошо видно на ул. Маяковского, пр. Дзержинского, Притыцкого. Там добавили полос — больше некуда. По восемь штук! В итоге и Притыцкого и Дзержинского каждый день стоят в заторах. Такое расширение только провоцирует увеличение трафика. Минск уже достиг критического предела автомобилизации, после которого должны начинать работать ограничительные меры».
Магистраль ведет в тупик
Может показаться, что развязки и широкие магистрали решают проблему трафика. Оказывается, нет! Урбанистами во многих исследованиях доказано — расширение магистралей, кроме дополнительной концентрации трафика и ухудшения экологической обстановки, приводит лишь к перемещению пробок в другое место (например, съезд с магистрали).

Даже если расширить съезд — пробка будет на следующем перекрестке, и т.д. Вот почему основная тенденция в западных столицах — это минимизация трафика в центре города. Что касается нас, то в данный момент мы идём по пути Европы 70-х лет. И этот путь для западных стран оказался тупиковым. Стоит ли повторять чужие ошибки, ведь мы можем перенять передовой опыт?
Куда подевались машины в Стокгольме и Берлине?
«Западные столицы давно решили эту проблему, — рассказывает Павел Нищенко. — В чём суть? Убирают полосы движения, нормативы обеспеченности парковочными местами, разбирают развязки. Приезжал главный транспортник Берлина, рассказывал: хотите жить в Берлине — пожалуйста, но ездите на общественном транспорте и велосипеде».
Система немецкой столицы предлагает жить в городе без машины! Аналогичная история в Стокгольме, город доступен для пешеходов и велосипедистов. Это уже общеевропейская тенденция (!!!), которая не подвергается сомнениям и поддерживается на государственном уровне. У нас об этом знают, наблюдают, но идут по другому пути.
Возникает вопрос — если все архитекторы против развязок в городе, кто же тогда «за»?
В ответ Павел приводит Минскинжпроект, проектный институт, который делает рабочую документацию:
«У них такие принципы, такое видение. Они не считают нужным пока от них отказываться. Вообще, то что сейчас происходит в проектировании, я называю «процесс информатизации». В институтах старшее поколение немного с другим сознанием. У нас сейчас — переходной период. Когда я рассказывал, что нам нужны велодорожки, на меня смотрели, улыбались, и всё. Те же главные архитекторы поехали сами в Германию и Финляндию, увидели уровень велосипедизации… Теперь им не нужно доказывать, они сами всё поняли! Нужно всех отвезти в Европу и показать, как всё можно устроить. Так же привозить специалистов к нам, чем мы активно и занимаемся — проводим лекции, презентации».
Граждане, пройдите в автобус!
Но если убирать транспорт из центра, нужно предложить альтернативу, сравнимую хотя бы по затратам времени. Тут мы упираемся в другую сторону клубка транспортных проблем — чем заменить личный автомобиль. Может ли на эту роль претендовать общественный транспорт?
«Плюс в том, что общественный транспорт развивается, строится метрополитен, — начал Павел с позитива. — Но при этом это строительство идёт по самой дорогой модели (подземной - прим. автор). Для Минска, на мой взгляд, вполне возможно строительство надземного легкого метро или скоростного трамвая. Скорость общественного транспорта — невероятно низка, что удивляет и раздражает. Приезжаю в ту же Варшаву — просто поражаешься, с какой скоростью ездят водители автобусов. Я уже не говорю про Италию!».
Примером для Минска в этом вопросе может служить Варшава, где были крупнейшие заторы в Европе. И не смотря на высокий уровень автомобилизации, у них другая скорость общественного транспорта. Не так развито метро, зато хорошая трамвайная сеть, с выделенным полотном, по которому вагончики двигаются непрерывно и быстро.
Отметил Павел и другую альтернативу личным авто — бьющее ключом велосипедное движение.
«Есть большое движение снизу, от людей. Это масштабное развитие велосипедного транспорта. Есть кое-какая поддержка города, об этом постоянно говорят. Но пока всё делается в последнюю очередь. Развивается безбарьерная среда, велодорожки, бордюры выводятся в ноль к дорожному покрытию. Эти инициативы, байкерские общества… результаты уже заметны в городе».
Куда едем? О перспективах и возможностях развития транспортной системы
«Наш путь — это создание единой транспортной системы, развитие рельсового транспорта. Для этого есть все возможности и широчайшие улицы. Такой ширины улиц как в Минске нет просто нигде!
 Сейчас появляется новое поколение архитекторов, проектировщиков, которые пользуются общественным транспортом, велосипедами, посещают креативные пространства. Со временем к нам придёт, например мэр, вроде лондонского, который периодически ездит на работу на велосипеде. Ещё 5 лет назад не было форумов архитектурных, не было велодорожек… Придут люди с новыми принципами, лайфстайлом, которые посещают Европу… Ждём руководителей нового поколения. Процесс эволюции не остановить, и в наших силах его ускорить!», — говорит с надеждой Павел.
Основной набор проблем с транспортом очевиден: ускоренная автомобилизация, разность в проектировании и реализации концепций, попытка решения проблем «в лоб», даже конфликт старого и нового поколений. А также культура вождения и использования городского пространства.
 В городе, тем более таком компактном как Минск, взаимосвязано всё. Заторы возникают из-за машин, въехавших на перекресток в надежде «проскочить» и заблокировавших перпендикулярное движение. Улицы не обеспечивают запланированную пропускную способность из-за припаркованных в запрещенном месте авто. Это влияет на качество движения общественного транспорта. Многие, купив машину, не считают необходимым тратиться на парковку. Платные паркинги в центре стоят полупустые, зато зелёные зоны во дворах превращены в парковки. Велосипедистам крайне неудобно ехать по тротуарам с высокими бордюрами, а на дорогах им сигналят раздражённые водители.
В итоге общественный транспорт медленный, велосипед неудобный, и личный автомобиль пока делает своих владельцев королями дорог, но надолго ли?
Tags: градостроительство
Subscribe

promo greentown2020 february 15, 2017 09:00 11
Buy for 10 tokens
Город будущего в воображении современного человека - это 100 этажные небоскребы и прочие головоломные сооружения, вознесенные на километровую высоту. Но скорее всего, город будущего будет совсем другим. Вот посмотрите на этот уголок Сингапура. Эта обыкновенная уютная пешеходная улица - органичное…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments