greentown2020 (greentown2020) wrote,
greentown2020
greentown2020

Category:

Киев vs Харьков: какой город лучше?

Оригинал взят у yurovskiy в Киев&Харьков: какой город лучше?
3.jpg

Киев и Харьков являются самыми большими городами Украины. И хотя столица — Киев, Харьков тоже когда-то был столицей и до сих пор сохраняет столичные амбиции. В июле я 9 дней провел в Киеве и 6 дней в Харькове. Теперь интересно будет сравнить города. Сравнивать буду в соревновательном стиле и выявлять победителя в каждой номинации (или признавать ничью, когда явного победителя нет). Конечно, все мои оценки строго субъективны.

1. Архитектура центра города
Киев:Харьков 0:1


Центр.jpg

В советское время Киев был третьим по размеру городом страны. Экономически и политически он стоял в ряду с Москвой и Ленинградом, но в архитектуре его ставили ниже их. Во многом это справедливо, к числу архитектурно выдающихся городов его не отнесешь. Хотя Киев город древний, из застройки периода Руси сохранились только несколько каменных храмов, а развиваться вновь он стал уже в 19 веке. Киев сильно пострадал и от войны, и от перестройки в духе сначала сталинского классицизма, а потом советского реализма 70-80-х. После независимости его бедой стала хаотичная застройка. Главная улица, Крещатик, может похвастаться не очень примечательной сталинской архитектурой, а когда-то на ее месте были более милые домики. Но их решили снести ради проспекта в духе столичного социалистического города. По бокам от Крещатика все же сохранилось много милых улиц и проулков. Но в целом вид центра Киева неровный: рядом с модерновым зданием 19 века может стоять 9-ти этажная брежневка, а с другой стороны стеклянная высотка послесоветского периода. И так почти везде в центре. Один путешественник справедливо назвал Киев столицей постмодернизма: никогда не знаешь, какой архитектурный стиль ждет тебя за углом.

Исторических зданий в Харькове не больше, чем в Киеве, но зато здесь удалось сберечь очерченный район исторической застройки, без киевской мешанины времен и стилей на одной улице. Харьков — это модерн и конструктивизм. Посреди его узких улочек, величественных фасадов и темных двориков начинаешь ощущать себя в Петербурге. Вообще, Харьков и есть украинский Петербург. Второй по размеру, вторая столица. Правда, его столичные амбиции в Украине несправедливо преуменьшают. Харьковчане обижаются и в отместку называют свой город не второй, а первой столицей, намекая, что первой столицей УССР был именно Харьков. Пожалуй, этот факт стал для города архитектурной удачей: будучи столицей в период между двумя мировыми войнами, город стал стремительно застраиваться модными тогда конструктивистскими домами, да и старые стили тогда еще не забывали. Самая большая площадь, площадь Свободы, была построена на месте пустыря, не нарушив планы старой застройки. А если бы Харьков оставался столицей после второй мировой, то вместо улицы Сумской сейчас был бы сталинский Крещатик.

В этой категории однозначная победа за Харьковым.

2.Подол
Киев:Харьков 1:1


подол.jpg

Киевский подол сейчас известный туристический район. Подолы других украинских городов менее известны, поэтому даже в украинской википедии статья «Поділ» касается именно киевского подола. В царское время это был в значительной части еврейский район и менее престижный по сравнению с верхним городом. В советское время подол пришел в запустение. И лишь совсем недавно о нем заговорили как о возможной туристической изюминке города. Ныне популярный Андреевский узвиз связывает нижний город с верхним и тоже может рассматриваться как часть Подола. Однако и Андреевский спуск, и Контрактовая площадь, и ул.Сагайдачного ныне (и уже лет 10, наверное) находятся в состоянии реконструкции, все никак не могут ее окончательно закончить. А еще вот-вот должна открыться фактически новая Почтовая площадь, с набережной и фонтаном. Когда реконструкция подола закончится, будет две пешеходные площади, набережная, пешеходными станут Андреевский спуск и часть ул.Сагайдачного (надеюсь, по центру поставят фонари и скамейки, как на рисунке-проекте) — это будет чудесный район (даже несмотря на то, что множество зданий, в том числе Гостиный двор, пребывают в аварийном состоянии). Но в Киеве не стоит абсолютно доверять тому, что обещает градоначальство, поэтому еще неизвестно, когда появится здесь большая пешеходная зона и будет ли она сделана по заявленному плану. А еще очень хотелось бы, чтобы таки снесли половину верхних этажей жлобского чудовища Подол-Престиж.

Кроме исторического подола в Киеве теперь есть вновь построенный и стилизованный под старину подол — Воздвиженка. Её часто ругают за китчевость, но мне райончик нравится. Некоторые дома очень красивые на самом деле.

В Харькове несколько районов могут называться подолом (вся историческая застройка в низине), и все они находятся в разном состоянии.
1)Элитный, непосредственно примыкающий к центру район — это красивый Петербург на ул.Кооперативной или красный кирпич Лондона на улицах Потебни и Демченко.
2)В сторону Московского пр-та за мостом, где сквер Руднева и железнодорожный университет. Тут несколько домов с величественной архитектурой, красивый фонтан, но невнятная застройка самого Московского проспекта. Здесь уже много заброшенных, умирающих домов 19 века. Один из них на фото сверху. В подъезде (интересно же было посмотреть на полуторавековой подъезд) меня поджидала кошка, которая вовсе меня не испугалась и даже ударила меня слегка без когтей :)
3)Почти разрушенный временем район Москалевка в сторону ул.Октябрськой революции (надеюсь, скоро эти названия исчезнут с улиц). Здесь по жутким путям ходит страшный гремящий трамвай, наверное, тоже 19 века :). Район спасти может только серьезное капиталовложение.
4) Самый фактурный из районов харьковского подола — район вдоль Полтавского шляха до ж/д вокзала. Здесь есть несколько крутых модерновых домов, старая пожарная часть с дозорной башней как у ратуши, красивейший снаружи (но темный внутри) Благовещенский собор. Здесь же много полуразрушенных и этим очень притягательных домов старше 100 лет, есть и невнятная застройка на месте разрушившихся таки домов. Возможно, половину их лучше снести — но на их месте построить дома в стиль. Это будет Воздвиженка более элитная, чем в Киеве.

Ставлю Харькову с Киевом ничью как аванс Харькову. Обычный турист не найдет в харьковском подоле интересного. Но я люблю фактурные не туристические районы. Надеюсь, что до него когда-то дойдут руки и что у градоначальства хватит разума не строить на его месте современные высотки, а район сохранит свой исторический архитектурный облик.

3. Спальные районы
Киев:Харьков 1:0


1.jpg

Харьковскую Салтовку часто называют самым большим спальным районом Украины. Она большая, но уже лет 15 как она уступила лидерство районам киевского левого берега. Дело в том, что после 90-х население города стало уменьшаться. Если по переписи 1989 в Харькове проживало 1 млн.610 тыс. человек, то сейчас на 160 тысяч меньше. А Киев в 1989 было 2 млн.589 тыс.человек, а сейчас 2 млн.868 тыс. человек, т. е. на 280 тыс. больше. Киев рос и строился, а Харькову новые квадратные метры были не так остро нужны. Если честно, в Харькове для его масштабов поразительно вялый объем нового жилищного строительства так, что его размеры новой застройки можно сравнивать даже с Севастополем. И интересных проектов почти нет. Есть очень классные новые дома в центре, но если говорить про спальные районы — я не видел там красивых новых жилых домов.

В Киеве есть местный Гонконг — Позняки и Осокорки. Застройка там очень плотная и высокая. Жить я бы в такой среде не хотел, но все же тот район заряжает своей мощью. А с правого берега высотки левого берега смотрятся эффектно.
Есть в Киеве и более спокойные районы (с хрущевками и бабушками на скамейках, например).

В Киеве много домов советского периода с фасадом из керамической плитки — я это не люблю (хотя в Киеве она смотрится более нейтрально). И везде уродливое точечное утепление из пенопласта, когда каждый красит свой кусок в разный оттенок, а иногда и в другой цвет. В Харькове этого лоскутного утепления я почти не видел, хотя там холоднее. Вот такой парадокс. Неужели харьковчане следят за внешним видом своих панельных домов? Не зря в городе целых два архитектурных ВУЗа.

И тем не менее в Киеве много хороших новых домов, стройных 30-этажек из любимого мной красного кирпича или не из кирпича :) В Киеве много хаотичной застройки, много неудачных архитектурных решений — но все же есть в его жилых районах новизна и драйв мегаполиса. Поэтому однозначная победа Киева.

4. Метро и городской транспорт
Киев:Харьков 1:0


метро Голосеевская и Бот сад.jpg

В Киеве и Харькове похожий набор городского транспорта: автобусы большие и средней вместимости, преимущественно новые красивые троллейбусы, почти убитые временем трамваи и, конечно, метро, причем в каждом городе у метро по 3 ветки. В Киеве еще есть скоростной трамвай (я до него не дошел) и городская электричка. Наземный транспорт примерно на одном уровне. В Харькове я впервые ехал на троллейбусе с кондиционером, но в Киеве такие тоже есть (евроЛАЗы массово закупали перед Евро2012).

А вот из-за метро преимущество я все-таки отдам Киеву. Нет, к харьковскому метро больших претензий нет, поезда ходят исправно, хотя промежутки между ними в 2 раза больше киевских. В Киеве много новых крюковских или модернизированных поездов, в Харькове первый крюковский поезд в июле только проходил испытания, так что на линии я его увидеть не мог. А еще в Киеве в метро всегда есть движение людей. Мне очень нравится лавировать в толпе. Толпа мегаполиса ободряет. В Харькове иногда есть движение, но только иногда. По выходным харьковское метро пустое.

А еще в Киеве в метро много красивых девушек. Говорят, что если в Киеве хочешь посмотреть на девушек — спустись в метро. В Харькове почему-то именно в метро было немного красивых девушек, хотя по улицам наверху они таки ходили. Может, мне просто не везло с харьковским метро в этом плане :).

Еще одна претензия к харьковскому метро — идиотское расположение на карте города открытых при СССР станций. Зеленая ветка, открытая уже после независимости, этого недостатка не имеет. А вот на заводской линии станции стоят не возле жилых районов, а возле заводов. И чтобы пройти от спального района к метро, надо идти по темной лесополосе метров 300-400. Не всем девушкам захочется идти к станции, которая расположена в нелюдном месте (возможно, поэтому харьковские красивые девушки не ездят в метро). Но на заводской линии еще есть логика, советская логика — чтобы удобнее было попасть на завод. Почему же на салтовской линии станции метро стоят на задворках района в серой полупромышленной зоне — абсолютная загадка, ведь крупных заводов рядом не было никогда. Да и моста через речку, чтобы попасть к частному сектору на тот берег, тоже нет. Видимо, советский инженер, который планировал салтовскую линию, был не очень трезв. В Киеве станции метро расположены более логично.

Что понравилось в харьковской подземке — графическое изображение станций на схемах (хотя навигация в Киеве лучше организована). Например, метро «Холодная гора» изображается как большая холодная гора, почти Эверест.

5.Благоустройство
Киев:Харьков 0:1


2.jpeg

Киев абсолютно запущенная в коммунальном плане столица. Здесь не поливают цветы и газоны, не включают фонтаны, не ездят уборочные машины, а почти все парки и скверы находятся в не реставрированном состоянии. Еще Киев — столица МАФов, они здесь повсюду. Есть шутка, что если на полчаса оставить на улице коробку от холодильника в Киеве, она превратится в МАФ. Здесь не ремонтируют фасады, если в этом не будет гешефта для местного градоначальства — в результате в центре многие старые дома осыпаются. В Киеве не было нормальных мэров, ему не повезло.

В Харькове везде цветы, каждый день над ними трудятся работники зеленстроя. А на разделительной полосе между машинами для цветов организовывают систему полива. Здесь ездят уборочные машины. В отдаленных жилых районах реставрируют скверы. В центре отреставрированы фасады домов, сейчас Харьков ярче и красивее, чем был до Еврочемпионата.

Кернес, может, не подарок, но он, надо признать, лучше киевских мэров. По крайней мере эффективнее.

Да, и в Харькове, и в Киеве и везде по Украине есть раздельный сбор мусора. В Севастополе тоже был, но как он стал российским, потихоньку сворачивают эту европейскую блажь.

6.Фонтаны
Киев:Харьков 0:1


фонтан.JPG

В Киеве я не видел ни одного мощного работающего фонтана, хотя по статусу, вроде как, положено им быть. Фонтаны на майдане при мне не работали. Я думал сначала, что поломались во время революции, а потом прочитал, что по праздникам их включают таки. Большой фонтан должен быть на Почтовой площади, но его еще не достроили. Есть еще цетомузыкальный фонтан в Голосеевском парке, но я до него не дошел. И все. Остальные фонтаны маленькие.

Харьков — столица фонтанов. Здесь их много и они красивые. Из больших и мощных фонтанов:
- зеркальная струя, символ Харькова. Солнечные лучи переливаются в нем радугой;
- фонтан напротив зеркальной струи у оперного театра;
- каскад. Сейчас нуждается в реконструкции, хотя все равно красивый;
- светомузыкальный фонтан на привокзальной площади. Вечером он устраивает представления и вырисовывает разные фигуры из воды. Возле него я отдыхал, когда ждал поезд до Новоалексеевки;
- фонтан у дворца спорта в форме чаш;
- фонтан в сквере Руднева (хотя скоро скверу дадут новое название. Памятник Рудневу уже убрали);

Еще есть светомузыкальный фонтан в саду Шевченко, но в июле он был на реконструкции.

7.Парки
Киев:Харьков 1:1


парк.jpg

Парки Киева в основном запущенные. Ухоженный только Мариинский, ну так он в самом центре напротив КМУ и Верховной Рады. Еще отремонтированным должен быть Голосеевский парк, но я в него не попал (а хотел. Неверно выбрал направление в Голосеевском лесу).

В Харькове есть парк Горького в идеальном состоянии — но он парк развлечений, то есть он приносит доход, у него есть деньги. Отреставрирована парковая аллея по ул.Фрунзе, по ул.Слинько, новые дорожки, скамейки и фонтан в парке Юрьева, отреставрирован сквер на площади Восстания, парк Саржин яр, парк Стрелка. Скверов в городе много и почти все ухожены.

А вот больших парков в Харькове меньше, чем в Киеве. В Киеве кроме зеленых холмов правого берега есть еще зеленые острова прямо посреди Днепра. И с Крещатика можно через пешеходный мост пройти на Труханов остров — настоящий лес в центре города. Вообще, в Киеве почти из каждого района можно в радиусе километров 5-ти добраться до какого-нибудь большого парка или леса. Город стоит у начала Полесья, там кругом леса. В Харькове такого нет, и огромного парка в самом центре нет (сад Шевченко не очень большой). Но Харьков все равно город зеленый, просто с Киевом конкурировать сложно по площади парков, в Киеве их невероятно много.

Ничья: Киеву бал за количество зеленых зон, Харькову - за благоустроенность.

8.Пешеходный мост и пешеходная зона
Киев:Харьков 1:0


мост.jpg

Полноценных пешеходных улиц пока нет ни в Киеве, ни в Харькове. В Харькове нет совсем. Шли разговоры о том, что давно пора, что даже почти у каждого украинского облцентра есть пешеходка, что же говорить о Харькове. Под пешеходную предлагают часть Сумской или Рымарскую, или Квитки-Основьяненко. Но пока реальных попыток сделать пешеходную улицу в Харькове не было.

В Киеве по выходным и праздникам пешеходными становятся Крещатик, Андреевский спуск и ул.Сагайдачного. Андреевский спуск и часть ул.Сагайдачного планируют сделать пешеходными полностью, но когда это будет, не ясно.

Зато в Киеве есть Оболонская набережная — очень красивое место для прогулок. И есть пешеходный мост из центра на Труханов остров. В Харькове тоже есть набережная, и не одна, есть недавно возведенный красивый пешеходный мост через речку. Набережная со скамейками, по мосту можно переходить быстро с берега на берег, как вдоль питерского канала (или как вдоль речки Салгир:). На набережной недавно установили вывезенный из Севастополя памятник Сагайдачному — теперь он живет там.

Все красиво сделали в Харькове, постарались. Но просто Днепр есть Днепр, он не может сравниваться с речками Харьков и Лопань. Атмосферу пешеходной улицы, радости и беззаботного гуляния праздничных людей я нашел на киевском пешеходном мосту. Там есть и велосипедисты, и люди на роликовых коньках, и влюбленные пары, и пары с детьми. С моста видно высоко и далеко воду Днепра, зеленый правый берег, высотный левый берег вдалеке. Рядом на Трухановом острове длинный песчаный пляж — речной песочек мягче морского крымского.

9.Питьевая вода
Киев:Харьков 0:1


вода.jpg

В Севастополе я привык покупать разливную питьевую воду: она продается или в автоматах, или в магазине из бочки. Такая же система есть в Харькове. Питьевую воду из глубокого источника можно купить в любом районе (на Салтовке для продажи воды стоят вот такие ларьки в форме бутыля, как на фото выше).

В Киеве на разлив продают не воду из источника, а очищенную воду из-под крана. Она не очень хорошая на вкус, а на третий день она у меня зацвела. Это плохой вариант.

Есть в Киеве еще развитая система бюветов, в доступности от каждого дома. Вода в них бесплатная, теоретически должна быть питьевой без кипячения, но лучше кипятить, я думаю. Бюветы должны регулярно прочищаться, чтобы в трубах не завелись ненужные бактерии, но неизвестно, везде ли вовремя за ними следят.

10.Атмосфера мегаполиса
Киев:Харьков 1:0


мегаполис.jpg

В Киеве есть драйв большого города. Люди быстро ходят, проспекты широкие. В подземных переходах всегда есть люди. В субботу и воскресенье движение не замирает. А с пешеходного моста можно смотреть не только на Днепр, но и на движущийся быстро в три ряда по Набережному шоссе поток машин. Жалко, я не увидел, как город выглядит ночью (в июле в Киеве темнело поздно, чтобы увидеть ночь, надо было задержаться в центре после 10 вечера).
Люди в метро совсем не такие, как в наземном транспорте. В автобусах тесно, там надо бороться за место. В автобусах люди более злые. В метро же поместятся все. И если впереди тебя толпа — то ты не перепрыгнешь ее через голову, а будешь смиренно ждать своей очереди пройти. В метро люди не раздражают. У него есть атмосфера какой-то смиренной мудрости.

Харьков тоже большой город, но такой атмосферы спокойно спешащего города, как в Киеве, у него нет.
Зато в Киеве нет такой величественной площади, как площадь Свободы. Это тоже особая атмосфера, пространства и воздуха.



Итак, у Харькова и Киева вышла ничья. Я лично чувствовал себя в Киеве, как дома. В Харькове такого домашнего ощущения не было. Но оба города по своему прекрасны.

Tags: город, метро, парк, урбанистика
Subscribe

  • Белый цвет домов и зеленый цвет растений - природное сочетание.

    Белый с зеленым прекрасно гармонируют. Этими двумя цветами можно сделать любой шедевр. Белый цвет домов и зеленый цвет деревьев. Это ведь природное…

  • 50 оттенков белого в архитектуре

    pragmatika.media Белый. Цвет чистого листа, с которого начинается творчество. Еще художники палеолита в наскальных росписях для фона использовали…

  • Сахар и рак.

    Уровень глюкозы в крови. Было показано in vitro, что высокий уровень глюкозы ускоряет распространение раковых клеток, в то время как её нехватка…

promo greentown2020 february 15, 2017 09:00 11
Buy for 10 tokens
Город будущего в воображении современного человека - это 100 этажные небоскребы и прочие головоломные сооружения, вознесенные на километровую высоту. Но скорее всего, город будущего будет совсем другим. Вот посмотрите на этот уголок Сингапура. Эта обыкновенная уютная пешеходная улица - органичное…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments