greentown2020 (greentown2020) wrote,
greentown2020
greentown2020

Categories:

Новый урбанизм: От мечты до реальности.

urbanus.ru 12 сентября 2013 г.
Одна из современных градостроительных концепций, ставящих во главу угла интересы человека – Новый урбанизм
  «Город для людей» – вот цель концепции градостроения под названием «новый урбанизм», которая отвергает устоявшиеся методы застройки и мечтает о том, чтобы на первом месте оказался комфорт жителей города.
  Сколько раз мы с вами, теряя время в многочасовой автомобильной пробке, проклинали все на свете и обещали найти себе работу в двух шагах от дома. Что может быть лучше: пять минут пешком до офиса, в двух шагах от дома магазин, школа, детский сад и прочие места, куда мы вынуждены забегать каждый день.
Прочь автомобиль – он просто не нужен, если весь каждодневный маршрут человека укладывается в полчаса пешего хода или 15-минутную поездку на велосипеде в оба конца. В крайнем случае, рукой подать до ближайшей остановки, но такие дальние поездки – это редкость. Вы думаете, что это – ваша личная недостижимая мечта или сплошная утопия, слепленная из тайных желаний жителей мегаполиса? На самом деле – отнюдь не утопия, а серьезное и довольно популярное течение в современной науке о градостроении: новый урбанизм.
Основной принцип этой теории – город (или хотя бы район), где не нужны автомобили, в котором все необходимое находится рядом и до любого нужного объекта можно быстро добраться пешком.
 Город на службе у человека – пока это звучит заманчиво, но многим кажется совершенно нереальным, учитывая тенденции современной жизни. Но здесь стоит вспомнить, что еще полвека назад многое из того, что сегодня плотно вошло в наш быт, воспринималось как несбыточные мечты фантастов. Возможно, скоро мы станем свидетелями настоящей революции в мировой практике градостроения (!!!), а пока не лишним будет разобраться в том, что из себя представляет этот самый «новый урбанизм».
«Здесь будет город-сад…»
Еще в конце XIX века – в далеком 1898 году знаменитый английский социолог Эбенизер Говард, увлекающийся утопическими идеями, был твердо уверен, что промышленные города изживают себя: хаос, беспринципность жителей, шум и грязь ведут мир к гибели. Поэтому он предложил решение, которое, по его мнению, должно было в корне изменить ситуацию. В своей книге «Города-сады будущего» он описал поселение своей мечты: компактный городок, сочетающий в себе лучшие черты города и деревни.
Идеальный город Говарда представлял собой круг: в центральной его части должны были находиться важные общественные и административные постройки, окруженные парковой и садовой зонами. Далее шел пояс жилых застроек, также погруженный в зелень, а все промышленные здания были вынесены в последний, самый дальний пояс с целью минимизации вредного воздействия предприятий на жизнь горожан.
Говард тщательно продумал сеть лучей-бульваров, сходящихся в центре круга, удобную систему сочетания транспортных магистралей для упрощения доставки продукции заводов и фабрик в город. Причем вся промышленность, по мнению ученого, должна была использовать электричество – лучший способ сохранить чистоту и свежесть воздуха в городе.
Город-сад Говарда должен был служить на благо человеку, отбросив за пределы удобной зеленой жилой зоны все неблагоприятные, но, к сожалению, необходимые элементы цивилизации.
Именно концепция города-сада, которой так и не суждено было распространиться на практике, легла в основу многих современных градостроительных течений. Подробнее прочесть о концепции города-сада можно в статье « Здесь будет город-сад » на Urbanus.ru, мы же вернемся к новому урбанизму.
Новое – это хорошо забытое старое
Начало XX века запустило маховик неудержимого прогресса, мечты о тихих зеленых городах были сметены волной новых изобретений и технических новинок. Более чем полвека человечество с упоением конструировало все новые и новые системы улучшения своего существования, забыв о том, что наша планета все с большим трудом терпит эксперименты стремительно растущих людских муравейников. И только в 70-80-е годы XX столетия идеи о постройке города-сада обрели новое дыхание: поклонники здорового и комфортного образа жизни заявили о «новом урбанизме» – теории, во многом схожей с идеями Говарда.
Мечты социолога о зеленом городе дополнились требованиями к ограничению господства автомобилей: новый урбанистический стиль предполагал создание пешеходного города, свободного от необходимости ежедневного использования транспорта.
Говард мечтал фактически изолировать жилую зону от влияния традиционного городского негатива, а поклонники нового урбанизма считают, что лучшим решением будет смешать все необходимое для комфортной жизни на одной небольшой территории. Такой вывод оказался хорошей альтернативой популярных в то время в Америке пригородов: предприимчивые американцы предпочитали работать, заниматься необходимыми делами и совершать покупки в городе, а жить – за его пределами, вдали от шума и грязи многолюдных городских районов.
Принцип зонирования при планировании городских застроек был построен на четком разделении торговых, деловых, промышленных и жилых территорий. Это было на руку любителям уединенной жизни в пригороде, предпринимателям, получившим возможность концентрации всех своих ресурсов и, что самое интересное, тем, кто имел прямое отношение к автомобильной промышленности.
Ведь теперь каждая семья просто обязана была обзавестись собственным автомобилем, чтобы иметь возможность добираться до своих рабочих мест, административных служб и магазинов. Однако со временем медовое удобство пригородного жилья приобретает все более ощутимый привкус дегтя: большие расстояния, бешеный трафик, зависимость от наличия и исправности автомобилей и полная беспомощность пешеходов, пожилых и больных людей, детей, не имеющих возможности самостоятельно сесть за руль и преодолеть десятки километров пути до нужного им пункта.
Именно в этот период утопические идеи о городе-саде вдруг снова обрели смысл. Люди задумались о том, что в последнее время они стали буквально рабами мегаполисов, любое отступление от устоявшейся системы выбрасывало их за черту комфорта, а жизненный уклад любой семьи был построен на принципе подчинения городским правилам, удобным для работы, но никак не для жизни.
Возникновение нового урбанизма можно считать закономерностью, ведь нынешнее состояние экологии, усложняющаяся с каждым днем транспортная ситуация и ощутимое ограничение возможностей людей, не обеспеченных должным образом всеми необходимыми ресурсами, в первую очередь транспортными – это реальная предпосылка к настоящему бунту обделенных горожан.
Современный город много требует, но мало отдает и, к тому же, далеко не полностью компенсирует затраты его жителей, преодолевающих ежедневно многие километры для того, чтобы успеть сделать все свои дела.
Новый урбанизм предлагает отказаться от принципа разделения на зоны и создать город, одинаково удобный для жизни, работы и отдыха, подходящий для детей и взрослых, стариков и инвалидов, город для людей, во имя людей и на службе у людей.


Десять золотых правил нового урбанизма


Для того чтобы в полной мере представить себе чудо-город, созданный по принципу нового урбанизма, нужно изучить основные правила, на которые ориентируется это течение.

Пешеходная доступность
Оптимальное время, за которое житель такого города может добраться до любого, нужного ему пункта – не более 10-15 минут. Все здания должны «показывать товар лицом»: витрины магазинов и входы в постройки должны быть расположены как можно ближе к улице, быть на виду у горожан во избежание путаницы. Улицы, конечно же, должны утопать в зелени, а гаражи и парковочные места располагаться как можно удобнее для пешеходов.

Объединенность
Сеть улиц должна представлять собой единую систему связанных между собой ниточек: бульваров и аллей, что будет способствовать оптимальному распределению транспорта и удобству пеших передвижений. На первое место выходит комфорт именно пешеходных зон, транспортные потребности должны уступать место нуждам любителей передвигаться на своих двоих.
Смешение всех функций и их максимальное разнообразие
Каждый небольшой район нового города должен сочетать в себе абсолютно все: жилье, офисы, магазины, общественные службы. Причем эта «куча-мала» приветствуется не только в масштабах района, но и даже отдельного здания. Точно так же положено перемешаться и людям: все возраста, расы, культуры и социальные слои должны жить рядом в мире и согласии.

Разнообразие застройки
Долой элитные кварталы и «бедные» районы: новый урбанизм проповедует дружбу и соседство людей с самыми различными уровнями доходов. В одном доме может проживать и миллионер, и пенсионер – пусть в апартаментах разной категории роскоши, но все же рядом.

Экологичный транспорт
Автомобили в новых городах – только при крайней необходимости. Велосипеды, ролики, самокаты, свои собственные ноги – вот лучший транспорт, сплошная польза для экологии и здоровья.

Устойчивые тенденции развития
Новые города должны по-новому подходить к энергетической проблеме и вопросу ресурсов. Экономия, использование альтернативных источников энергии, энергоэффективность, отказ от невозобновляемых источников энергии и уважение к природе-матушке на всех уровнях бытия – вот альфа и омега новых урбанистов.

Высокое эстетическое качество застройки
Красота спасет мир, поэтому пусть ее будет больше: здания и улицы, дизайн помещений и периферии – в новом городе все должно быть прекрасно, вдохновенно и возвышенно. Причем, не заоблачно возвышенно, а максимально приближено к компактному, человеческому масштабу, то есть – никаких небоскребов и огромных торговых или офисных центров.

Принцип соседства
Все должно быть рядом: не забываем про максимальное время – 10-15 минут пешком. Все по соседству: общественные и частные территории. Центр города более общественный, чем периферия, здесь и плотность застройки выше, и концентрация благ побольше, чем на краю.

Высокая плотность застройки
Локоть к локтю: вот правило застройки городов нового урбанизма. Все должно находиться как можно ближе друг к другу, так пешеходам удобнее утрясать свои каждодневные дела, не нужно совершать лишних длительных путешествий от дома к магазину или от работы к дому.

Качество жизни
Жизнь в новом городе должна быть как можно удобнее. Ничто не смеет омрачать быт горожанина, удручать или беспокоить его. Напротив, места культурного отдыха должны повышать уровень благости людей и поднимать человеческий дух к высотам немыслимого блаженства и вдохновения.
Шутки шутками, но общие принципы нового урбанизма на самом деле весьма привлекательны для измученных масштабами крупных городов людей, жаждущих освобождения от навязчивой динамики городской жизни. Идеализация условий жизни – это попытка указать человечеству на тот факт, что венцом творения природы и, соответственно, хозяином жизни должен быть все-таки человек, а не суровая рациональность места его проживания.

От слов к делу
Новый урбанизм – это не только теоретические изыски. Его идеи имеют воплощение и в реальности. Так как родина этой концепции – США, то и первый город, свободный от тирании прогресса, возник в Штатах, это Сисайд (Флорида). Небольшой земельный участок в 1979 году стал базой для постройки первой ласточки нового урбанизма. Архитекторы, получившие шанс экспериментировать с застройкой, были ярыми поклонниками нового урбанизма и были очень рады возможности построить город мечты с нуля. В итоге Сисайд получился миниатюрным, удобным и красивым поселением, ставшим образцом для многих, построенных позднее кварталов, районов и городов подобного типа.
Правда, город нового мировоззрения не избежал и иронии со стороны сограждан. Попытки создать идеальный уют в городе, например за счет требования красить заборы только в белый цвет для достижения всеобщей гармонии, послужили темой для насмешек.
   Но все же большинство рядовых граждан не только Америки, но и многих других стран по-прежнему желает вернуться к тем благословенным временам, когда первоклассник может без опаски сам ходить в школу, в кафе или магазин.
 Еще один пример реализации принципа нового урбанизма – британский город Паундбери. Этот экспериментальный городок стал действующей европейской общиной, вполне пригодной для комфортной жизни без автомобилей и античеловеческих приоритетов. На сегодняшний день город успешно живет и планирует расширяться: желающих жить в Паундбери хоть отбавляй.

  Подводя итоги, можно сказать, что окончательного решения в споре о практичности и функциональных возможностях городов, воплощающих в себе принципы нового урбанизма, нет. На данный момент тяжело себе даже представить, что современные города смогут оказаться от своей разрушительной сущности, ограничить свои непомерные аппетиты и вернуть власть своим обитателям. Но успешный опыт уже построенных городов говорит о том, что теория нового урбанизма вполне реалистична и, что самое главное, очень привлекательна.
На практике же по принципам нового урбанизма вполне могут развиваться пригородные города-спутники, ведь расширение границ уже существующих городов – естественная необходимость.
***
Как говорится, время покажет, кто был прав. Вполне возможно, что наши внуки сильно удивятся, слушая рассказы дедушек и бабушек про удушливый смог и гигантские автомобильные пробки, и будут считать эти истории плодом фантазии забывчивых стариков с богатым воображением. Кто знает?..
Tags: город без автомобилей, город будущего, город-сад, новый урбанизм, пешеходная улица, урбанистика
Subscribe

promo greentown2020 february 15, 2017 09:00 11
Buy for 10 tokens
Город будущего в воображении современного человека - это 100 этажные небоскребы и прочие головоломные сооружения, вознесенные на километровую высоту. Но скорее всего, город будущего будет совсем другим. Вот посмотрите на этот уголок Сингапура. Эта обыкновенная уютная пешеходная улица - органичное…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments