greentown2020 (greentown2020) wrote,
greentown2020
greentown2020

Categories:

Подземная урбанистика

Сейчас в крупных городах всего мира резко обострилась проблема нехватки места. Это хорошо видно на примерах мегаполисов США, Канады, Мексики, Японии, Южной Кореи, Голландии. Уже сегодня население таких городов, как Мехико, Стамбул, Шанхай, Нью-Йорк, Токио, составляет от 11 до 18 миллионов, а плотность населения колеблется в пределах от 3 до 7 тысяч человек на квадратный километр. В Москве — около 4,8 тысячи. По прогнозам, к 2025 году население крупнейших мегаполисов составит от 19 до 35 миллионов человек в каждом.
В условиях когда свободного места практически не осталось, появляются футуристические, но при этом жизненно необходимые проекты строительства крупных подземных объектов. В известной степени это согласуется с японской концепцией градостроительства:
«На сколько город растёт вверх, на столько же он должен опускаться вниз».

На фото: подземный город в Монреале.

    Подобные подземные объекты уже давно существуют во многих городах США, Японии, Южной Кореи, России. Чаще всего там размещаются пересадочные железнодорожные узлы, подземные парковки, магазины, торгово-развлекательные комплексы, метро. Однако, как показывает мировая практика, основные проблемы мегаполиса это не решает.
Поэтому с недавнего времени в подземной урбанистике всё отчётливее формируется принципиально новая концепция — переход к созданию подземных городов-дублёров. Главной особенностью такого подхода является то, что подземное пространство рассматривается как среда постоянного обитания городских жителей.

Для этого нужно решить сложнейшие социальные и научно-технические проблемы мирового масштаба. Но, преодолев эти трудности, мы получим возможность рационально использовать своё жизненное пространство — может быть, не только в земных условиях.
Уже сегодня в некоторых странах (США, Южная Корея) созданы и функционируют научные лаборатории по проблемам освоения подземного пространства ближайших планет Солнечной системы. Фантастические проекты по переселению людей на другие планеты предусматривают в том числе строительство там подземных городов (например, на Луне, поверхность которой подвержена постоянному воздействию метеоритных дождей). В этой связи уместно процитировать слова доктора Юсефа Хэшэша:

«Интенсивная урбанизация оставляет нам только два пути — можно двигаться вверх или вниз».


     Так можно ли сменить традиционный город на его подземное «отражение», хотя бы частично? Самый убедительный ответ на этот вопрос даёт опыт канадского Монреаля. The Underground City, нередко именуемый «внутренним городом», является крупнейшим в своём роде подземельем мира. Площадь, используемая для жилья и работы, составляет более 3,5 миллиона квадратных метров. Зимой Underground City ежедневно посещает примерно полмиллиона человек.
Здесь есть почти всё нужное для жизни: торговые центры, отели, банки, музеи, университеты, станции метро, пересадочные узлы железной дороги, автостанция и другие объекты развлекательной и деловой инфраструктуры. Жители домов, соединённых с подземным городом, в холода спускаются за покупками, не выходя на улицу. Кроме того, они используют подземные дороги, чтобы быстрее добраться из одной точки наземного города в другую.


На одном из сайтов можно найти такую рекламу подземного города в Монреале:


  Вы не найдете такой обширной подземной сети нигде в мире! На самом деле, где еще вы можете увидеть шоу, припарковать свой автомобиль, погулять, пойти к стоматологу или в ресторан, пойти в магазин за продуктами, пойти на работу, в университет, посмотреть фильм, посетить музей, хоккейную игру, сесть на поезд, автобус или метро, ​​добраться до своего гостиничного номера или апартаментов, побывать на съезде и отправиться из одного района в другой, и все это ни разу не ступив на улицу? Только в Подземном Городе Монреаля! Так что, если вы посещаете город, следуйте советам монреальцев: в дождь или солнце, зимой или летом, найдите время, чтобы погрузиться в подземелье города!

      На фото: Наверху лютая зима, ветер, 30 градусов мороза и улицы в сугробах, а в подземном городе - чисто, уютно и вполне комфортно.



      Монреаль — далеко не единственный пример. Желающие могут посмотреть фильм из цикла «Мегастройки» о проекте подземного города в Чикаго. В нём планируется создать около 100 этажей для квартир, офисов и автостоянок. Там смогут с комфортом разместиться десятки тысяч людей.
Чтобы построить такое чудо-подземелье, понадобится вырыть 230 миллионов кубометров твёрдого грунта, придумать инновационные методы вентиляции, освещения, вертикального транспорта, а также обеспечения высочайшего уровня безопасности. Это будет город с вертикальной планировкой — гигантский небоскрёб, построенный вниз, на глубину 400 метров. Он уже получил название «землескрёб». Кстати, первый небоскрёб был построен именно в Чикаго. По предварительным оценкам, стоимость строительства составит около 15 миллиардов долларов. Аналогичный землескрёб глубиной 400 метров планируется построить к 2058 году в Дубае (ОАЭ).
Есть проекты чуть менее масштабные, но тоже впечатляющие. Компания BNKR Arquitectura разрабатывает 70-этажный землескрёб в форме пирамиды. Он будет построен под Сокало — главной площадью Мехико. По прикидкам авторов проекта, суммарный метраж подземного комплекса составит 775 000 квадратных метров. На поверхности площадь останется прежней, только под ногами гуляющих вместо асфальта и плитки будет сверхпрочное стекло. На десяти верхних этажах планируется создать музейный комплекс, где будут размещены экспонаты доколумбовой Америки. Следующие десять этажей займут торговые комплексы, ещё ниже будут построены жилые апартаменты. Помещения на глубине 180–220 метров отдадут под офисы. Нижняя точка сооружения, вершина этой перевёрнутой пирамиды, будет находиться на глубине 300 метров.



      Ещё один пример: архитекторы Университета Торонто разработали проект подземного города в пустыне Невада. Предполагается, что это место сможет стать вполне обитаемым и самодостаточным в плане воды и продовольствия. Куполообразное перекрытие подземного сооружения предусматривает устройство «сот» наподобие пчелиных. В этих сотах и будут находиться соединённые друг с другом города будущего со всей их инфраструктурой. Здесь будут жилые кварталы, огороды, парки. Каждая из сот сверху должна перекрываться специальной мембраной, необходимой для конденсации воды из атмосферы.
А не страшно?
«Где бы вы предпочли оказаться во время стихийного бедствия: на 50-м этаже небоскрёба или под землёй?» — спрашивает профессор Сэмюэль Ариаратнам, эксперт в области инженерии из Университета штата Аризона. Вопрос очень уместный (я бы добавил ещё техногенные катастрофы и теракты), но ответ на него очень непростой.

    К сожалению, само понятие «подземное пространство», как и стремление человека его освоить, зачастую вызывает у обывателей негативные эмоции. «Из пещер вышли — и опять в пещеры хотят загнать!» Оказывается, на 102-м этаже небоскрёба жить не страшно, а сидеть в библиотечном зале на глубине 10–20 метров в тишине, с хорошим освещением и чистым воздухом — «просто ужас». Такую реакцию понять несложно. О жизни в шикарных апартаментах небоскрёбов сведения черпаются из зарубежных, чаще всего голливудских фильмов, а чумазых, каждодневно рискующих жизнью шахтёров мы периодически видим в новостных сюжетах. Какой уж тут комфорт!

    Представляется, что проживание в доме под землёй связано с отсутствием привычных условий и гарантий безопасности, в частности с минимальным количеством солнечного света. Хотя, в принципе, эти вопросы решаются. Некоторые архитекторы устраняют эту проблему за счёт особых окон, основанных на принципе перископных зеркал, или с использованием оптико-волоконной техники.
Подземные города особенно эффективны в городах с очень холодным или жарким климатом, потому что они позволяют общественным пространствам быть легко доступными для пешеходов круглый год независимо от погоды.


    Создатели подземного небоскрёба в Дубае собираются разместить гостиницу на глубине 350 метров — по их мнению, она будет вполне пригодна для жизни. Шум отсутствует. Система кондиционирования обеспечит постоянную комфортную температуру. Встроенные в стены гигантские экраны из органического материала — естественное освещение. Те же самые экраны могут при желании транслировать происходящее на поверхности. Архитекторы готовы предложить множество решений, позволяющих снизить риск клаустрофобии.
Возможным препятствием станут проблемы психологического характера. По мнению экспертов, полная адаптация к условиям подземного пространства невозможна из-за его замкнутости, ограниченности перемещений, длительной изолированности от привычных условий жизни.
И всё-таки учёные многих стран не без основания полагают, что и под землёй можно создать комфортные условия проживания, установив благоприятный микроклимат, подходящую температуру, влажность, скорость движения воздуха, освещённость. По мнению одного из признанных авторитетов в области проблем освоения подземного пространства Рэймонда Стерлинга, жизнь под землёй не вызовет большого психологического дискомфорта. «У большинства людей не возникает проблем при спуске в метро», — говорит он.

     Многие жители крупных городов настолько привыкают к отсутствию дневного света, что не обращают внимания на искусственное освещение. Метро, подземные гаражи, торгово-развлекательные центры, расположенные под землёй, не вызывают у них клаустрофобии.

      В каждой комнате будет храниться запас кислорода (аналогичными системами пользуются в самолётах), а запасные выходы позволят выбраться на открытый воздух через систему сообщающихся между собой подземных галерей, оборудованных движущимися дорожками. Проектируемая система эвакуации позволит покинуть здание при малейшей тревоге и никогда не остаться заблокированным. Проектируемая скорость 105 лифтов — 55 км/ч, поэтому, чтобы подняться c нижнего этажа на поверхность, преодолев 400 метров, достаточно будет одной минуты.
Где и как строить
Достаточно апробированных методов проектирования и технологий строительства гигантских подземных домов пока нет. Однако, учитывая, что для подобных сооружений будут отбираться монолитные участки массивов горных пород, обладающие высокой прочностью, скорее всего, будут использоваться технологии проведения вертикальных стволов большого диаметра и глубины. Не каждый массив горных пород пригоден для реализации подобных проектов.
По мнению геологов, наиболее подходящими для строительства подземных городов являются Канада, Швеция, Норвегия, Южная Африка и Китай. Что касается конфигурации подземных небоскрёбов, это зависит от их «высоты» и прочностных свойств породных массивов: в скальных возможна и пирамидальная, и прямоугольная формы, в слабых, особенно при большой глубине, предпочтительна круглая форма, наиболее устойчивая к внешним воздействиям. По существу, это здание, возводимое в шахтном стволе большого диаметра, как, например, в подземном комплексе Сеула. При этом возможен вариант здания атриумного типа, по крайней мере в верхней, жилой его части.


по теме: Подземный город для машин



    Важными факторами при строительстве подземного небоскрёба являются температура пород и грунтовые воды — строения окажутся ниже их уровня. Потребуются высокопроизводительные системы водоотлива, кондиционирования, очистки воздуха. Подземным жителям стран с суровым климатом, таких как Канада, Швеция, Россия, понадобится круглогодичное отопление, чтобы поднять температуру под землёй выше +10 °C. Однако чем ниже спускаемся, тем выше становится температура — на глубине 500 метров она достигает оптимальных +25 °C.
Большие сложности возникают с энергообеспечением подземного города: это требует колоссальных затрат электроэнергии. Принципиально новые решения потребуются для обеспечения скоростного и безопасного перемещения людей.
Холодный северный континентальный климат Канады привёл к достаточно широкому распространению подземных городов в стране.
Научно-техническая проблема освоения подземного пространства носит комплексный характер. К её решению привлечён широкий круг учёных и специалистов, в первую очередь архитекторов, инженеров, в том числе горных, строителей, юристов, психологов, специалистов по безопасности жизнедеятельности.



по теме: Подземная вселенная Пекина
Грядущая урбанизация подземного пространства в мегаполисах — это необходимость, вызванная их перенаселением и невозможностью дальнейшего расширения. Подчеркну, именно необходимость, а не неизбежность. Это вопрос не завтрашнего дня, а в будущем может возникнуть альтернатива: не исключено, что к тому времени будут решены вопросы освоения ближайших планет Солнечной системы.
Tags: архитектор, градостроительство, подземные сооружения, строительство, урбанистика
Subscribe

promo greentown2020 february 15, 2017 09:00 11
Buy for 10 tokens
Город будущего в воображении современного человека - это 100 этажные небоскребы и прочие головоломные сооружения, вознесенные на километровую высоту. Но скорее всего, город будущего будет совсем другим. Вот посмотрите на этот уголок Сингапура. Эта обыкновенная уютная пешеходная улица - органичное…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments