greentown2020 (greentown2020) wrote,
greentown2020
greentown2020

Categories:

Концепция креативного города. Как ее применить к Запорожью?


       Проблемы старых индустриальных городов в Европе решают с помощью концепции креативного города.
Подойдет ли эта концепция для Запорожья? А есть ли вообще в нашем городе люди, хотя бы интересующиеся данной темой в контексте перспектив Запорожья? Здесь окончание предыдущей статьи.

accbud.ua

    Для создания креативного города важным критерием является умение работать с историческим прошлым как источником вдохновения и инновационных идей, поскольку культурное наследие при неправильном подходе может иметь противоположный эффект, сдерживая и даже притормаживая развитие города. Прошлый успех, как правило, ведет к самодовольству, мешающему разглядеть трудности, накопившиеся с поры процветания. Кроме того, для некогда успешного города свойственны традиционные способы решения проблем, что чревато недостаточной радикальностью. Пример Глазго тут так же показателен: за длительным периодом беспрецедентной креативности XVIII-XIX вв., на протяжении которых город был центром судостроения, настал период структурного упадка, длившийся почти 70 лет, прежде чем кризис был осознан и побежден. Подобное произошло и в Эссене, который всего за три десятилетия полностью утратил свою традиционную экономическую базу, основанную на угледобыче и сталелитейной промышленности. В аналогичной ситуации оказалось большинство городов на востоке Германии, где сегодня происходят фундаментальные территориальные, инфраструктурные и ментальные изменения, о которых свидетельствует грядущее объединение всего региона в единый креативный метрополис.
 Характерной стратегией для креативного города является создание разнородных пространств для творческих и культурных инициатив. Во избежание лишних финансовых затрат, такими пространствами зачастую становятся прежние индустриальные зоны.

      картинка источник
Дешевизна постиндустриального пространства уменьшает финансовый риск, что поощряет эксперимент. Во многих городах старые промышленные здания зачастую используются как места для качественно новых начинаний в бизнес-сфере, художественных студий или дизайнерских центров. Среди подобных проектов стоит вспомнить «Zeche Zollverein», центр искусства и дизайна в Эссене, открытый на месте старой угольной шахты, расположенной, тем не менее, близко от центра города, «Watershed Media Centre» в Бристоле, основанный в помещении старого промышленного склада на берегу реки, а также Новый выставочный центр «Tramway» в старом трамвайном депо Глазго.
  Ни одна инициатива «креативного города» не могла бы осуществиться без личностного фактора, который является ключевым в этой теории. Для осуществления инновационных и творческих проектов необходимы оригинальные, активные или даже порой эксцентричные люди. В Кирклесе это был Ричард Стейнинтз, который изобрел Хаддерсфилдский фестиваль современной музыки, по сей день наибольший в Британии; Боб Палмер организовал «Год культуры» в Глазго; Курт Хакенберг создал Кельну известность города искусства и музыки.
Теоретики утверждают, что в создании креативного города невозможно обойтись без нарушения правил, которыми часто являются установленные порядки и процедуры, рожденные организационным и бюрократическим менталитетом (как, например, традиционные идеи о планировании), поэтому само нарушение также стало показательным критерием, как и внимание к постороннему мнению по всем инновационным вопросам, которое проявляется в организации разнообразных семинаров, конференций, исследований приглашенных экспертов и поддержке инициатив меньшинств.
Важным элементом стратегий креативного города является учет риска (рискменеджмент) и возможности неудачи мероприятия в условиях изменившийся парадигмы и переосмысления представлений об успехе и неудаче. Ключевым фактором теперь становится способность уравновесить конкурирующие интересы: жителей города, требующих лучшего качества жизни или потребности бизнеса в таких условиях, которые бы облегчали его функционирование.
Следующей необходимой компонентой внутренней политики креативного города становится организация событий-катализаторов, способных объединить жителей города, представителей различных сфер деятельности, способствуя обмену идеями и взглядами. Эти события имеют узкую внутреннюю направленность и качественно отличаются от культурных мероприятий, нацеленных на туристический «экспорт».

 Политика демонстрации одобрения и признания также способствует креативной динамике, поскольку любые инновации бывают устрашающими для привычного уклада жизни городов. Конкуренция, призы и общественное одобрение являются одним из способов смягчения инновационного шока. Подобные конкурсы сегодня в основном ограничены сферами архитектуры, градостроительного проектирования и ландшафтного дизайна, тогда как социальная сфера, экологическая и экономическая составляют дальнейший плацдарм развития этой стратегии.
Внимание к понятию «мягкой инфраструктуры» в теории креативного города не случайно, поскольку оно является индикатором креативных изменений, наиболее существенные из которых должны произойти в отношениях, а также механизмах управления и функционирования разнообразных городских институций. По своей сути город является достаточно самостоятельной структурой, чтобы позволить себе некоторую креативность даже на уровне власти. Для примера стоит вспомнить немецкий город Унна, где была проведена креативная модернизация городской администрации путем ее децентрализации и создания нового типа отношений между городскими властями и жителями.

Стальное и чугунное литье в Краматорске на заказ - ЧП «Астон»
         картинка источник

          Креативность всегда контекстуальна, и каждый период истории нуждается в специфической ее форме. Так, индустриальная эра нуждалась в креативности инженеров и ученых, которые решали проблемы здравоохранения, постройки канализации, транспортных сетей, мостов, а также университетов, библиотек и музеев. Исследователи отметили, что подобная «твердая» креативность все еще необходима в определенных регионах. Но в большей части городов земного шара актуальна потребность обеспечения условий, возможности и пространства для появления и развития иных форм креативности. Это креативность должна быть более «мягкой», направленной не на производство, а скорее на взаимодействие, соединение различных сфер и явлений. Основными характеристиками актуальной сегодня креативности является способность к комплексному видению ситуации, интегрированному мышлению, схватыванию сущности различных дисциплин и пониманию перспектив новых ресурсов.
  Как отмечает Ландри, «возможно, самым большим изобретением Кремниевой долины являются не созданные там технологии, а модель ее общественной организации». И хотя Долина уже креативный класс, но еще не креативный город, именно это место является наиболее показательным примером среды, искусственно созданной для того, чтобы люди думали и действовали креативно.
Создание пространств «третьего рода» (которые не являются ни домом, ни работой, но в которых люди могут находиться вместе), обладающих высоким уровнем качества и удобства, и обобщающих людей для обмена идеями, — одна из центральных задач креативного города и основное положение его теории. При успешном сочетании твердой и мягкой инфраструктур, такое пространство становится креативной средой, способствующей рождению новых идей. Такой креативной средой может быть здание, улица или район (как, например, Труманс Брешери в Брик Лейне; Рундл Стрит Ист в Аделаиде или Юин Стрит в Торонто) или, в конечном счете, целый город (г. Сохо в Неш Йорке).

Ч. Лэндри считает, что очень немногие города можно считать абсолютно креативными (что отнюдь не совпадает с самооценкой многих мегаполисов, провозгласивших себя креативными). По его мнению, есть города, характеризующиеся длительным периодом креативности, где на протяжении 150-200 лет парадигма инновационности доминировала на городской сцене. К таким городам он причисляет Нью-Йорк, Лондон, Амстердам, Токио. В следующие десятилетия к ним могут присоединиться Мумбай, Шанхай или Буэнос-Айрес. Однако, в решении собственных проблем любой город может стать более креативным, чем был когда-либо.

 Разумеется, теория креативного города не избежала критики. Множество вопросов возникает относительно порой чересчур широкого определения креативности и креативных профессий. К этому стоит добавить, что креативность в немалой степени спровоцировала себя, превратившись в моду и многомиллионный бизнес.


     Объективному восприятию также мешает настойчивое представление креативности как явления однозначно положительного, тогда как креативный импульс может быть и отрицательным, или, по крайней мере, неоднозначным. Общим местом является напоминание про креативность в сфере создания оружия массового поражения и «креативные бригады» представителей научной элиты, работавших в Германии во время Второй мировой войны, но они являются той максимой, которая вызвана напоминать, что повседневная креативность должна быть ответственной и контекстуальной.
  В теории креативного города, по крайней мере, в ее полном изначальном варианте, подразумевается такая креативность, которая состоит не в бездумном генерировании идей, но в осознании методов и последствий ее воплощения. Такая креативность позитивна по своей направленности, провозглашая, что в соответствующих условиях обыкновенные люди, могут мыслить и действовать экстраординарно, но открыта по своей сути, поскольку представляет собою процесс или способ действия, а не результат; путешествие, а не пункт назначения. Креативность не является ответом на все городские проблемы, но она создает условия, в которых возможно найти их решения, раздвинув горизонты мышления и восприятия. Поэтому метафора «креативный город» в первую очередь обозначает «город, который совершенствуется».
Источник: журнал "АСС"
Tags: город будущего, городская среда, городские проблемы, тенденции, художник и город
Subscribe

promo greentown2020 february 15, 2017 09:00 11
Buy for 10 tokens
Город будущего в воображении современного человека - это 100 этажные небоскребы и прочие головоломные сооружения, вознесенные на километровую высоту. Но скорее всего, город будущего будет совсем другим. Вот посмотрите на этот уголок Сингапура. Эта обыкновенная уютная пешеходная улица - органичное…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments