greentown2020 (greentown2020) wrote,
greentown2020
greentown2020

Category:

Креативный город. Теория и практика воссоздания постиндустриального города

 В современной урбанистической теории понятие о «креативном городе» связано с представлением о распространенной и даже популярной градостроительной стратегии планирования и переустройства городов, которая не зависит ни от характеристик самого города, ни от его размера или известности. Речь идет о стратегии комплексной, далеко выходящей за рамки архитектуры и проектирования, которую можно, пожалуй, сравнить с урбанистической генной инженерией по сложности и масштабу охватываемых явлений. Уже больше десятилетия эпитет «креативный» для обозначения города стал синонимом слова «успешный». Один из авторов концепции «креативного города» и безусловный классик его теории Чарльз Лэндри отмечает:
     «По моим последним подсчетам уже более 60 городов претендуют на статус креативных. Только 20 насчитывается в Великобритании. От креативного Манчестера до Бристоля и от Плимута до Нориджа, и, конечно, креативного Лондона. То же и в Канаде. Торонто..., Ванкувер..., Оттава..., В Штатах есть креативный Цинциннати, залив Тампа и целая вереница креативных областей как, например, креативная Новая Англия.»




     Однако докса «креативности» большинства из этих городов достаточно однобока и часто не дает верного представления о теории, лежащей в основе их преобразований, теории, тем не менее, обладающей значительным потенциалом для использования в отечественных урбанистических пространствах.
Идея креативного города появилась в конце 1980-х как пересечение многих мыслительных траекторий, которые сегодня с одной стороны расширяют понятие о креативном городе, а с другой – вносят некоторую путаницу в его понимание.

    Многие аналитики видят причину появления этой теории в потребности преодоления кризиса, захлестнувшего многие города в период глобальной трансформации индустриальной экономики и приход экономики «новой», во многом отрешившейся от материальных ценностей. Ломка старых парадигм оказалась наиболее болезненной именно для городов (как структурных образований), и в особенности для городов исторически индустриальных, поскольку их костный скелет не поспевал за гибкостью новых времен. Таким городам, оказавшимся запертыми в своем прошлом, стал необходим новый жизненный импульс.



Таким импульсом стала переоценка стратегий и ценностей городского планирования с помощью методологического неологизма «креативности». И первоочередная ценность состояла, как ни странно, в ее разрушительном потенциале творческого начала, поскольку первоочередной задачей являлась ликвидация устоявшихся представлений о безысходности, старых представлений о градоустройстве в целом и наличных ресурсах каждого конкретного города. Креативность была явлением, способным «эффективно синтезировать, соединять, подстраивать взаимные влияния различных сфер жизни, иметь цельное видение, понимать механизм воздействия материальных изменений на восприятие человека, схватить тонкую экологию его жизненных систем и то, как сделать эти системы более устойчивыми».

   Многие «депрессивные» города, среди которых Бристоль, Кельн, Дрезден, Эссен, Франкфурт, Бильбао, Глазго и многие другие, обрели новую жизнь и новый толчок в развитии благодаря веренице качественно новых идей, изменивших их образ и ритм жизни.

Теоретическая составляющая концепции «креативного города» восходит к нескольким другим теориям, которые появились практически одновременно с ней, а поэтому являются не столько ее предшественниками, сколько воплощением единой идеи и единой неизбежности на пересечении разных дисциплин.

   Теория «креативной экономики» связана с именем Джона Хоукинса и его книгой «Креативная экономика: как люди делают деньги из идей», в которой он исследовал взаимосвязь экономики и креативности в условиях сдвига экономических приоритетов от «данных» и «финансов» к «идеям», «способностям» и «обучаемости», как составляющим экономического успеха.

   Другим сателлитом теории креативного города является концепция «креативного класса», изложенная в ряде работ Ричарда Флориды, начиная с книги «Восхождение креативного класса». Речь идет о группе людей творческих профессий: дизайнерах, ученых, художниках, работниках умственного труда всех, кому для работы необходим креативный импульс, зависящий от качества окружающего пространства, непосредственно влияющего на выбор их места жительства.


   В желании стать более привлекательной жизненной средой для креативного класса золотоносного ресурса новой экономической ситуации городское пространство подвергается кардинальным трансформациям. Вторым фактором подобных трансформаций является креативная индустрия и размещение ее «производственных объектов». Любая из креативных сфер — искусство, масс-медиа, интернет-бизнес, кинематограф, программное обеспечение, биотехнологии и т.д. – имеют специфические требования к месту своей дислокации, основными характеристиками которой является высокая потребность в гибком и доступном пространстве (мастерские для художников, экспериментальные лаборатории для ученых), а также специфическая среда, создающая атмосферу, способствующую общению и плодотворному сотрудничеству представителей различных креативных сфер.

   Однако, опираясь лишь на концептуальную наследственность, любая теория теряет половину своей силы, вызывая слишком много вопросов и замечаний. Поэтому настоящим стартом концепции «креативного города» стали результаты исследовательской работы группы ученых, изучавших примеры отдельных инициатив избранных городов Германии и Великобритании, где с помощью инновационных стратегий в той или иной сфере были обнаружены признаки уменьшения кризисных индикаторов. Конференция по вопросу креативного города, которая проходила в Глазго в мае 1994 г., объединила экспертов пяти британских и пяти немецких городов, среди которых Бристоль, Кельн, Дрезден, Эссен, Глазго, Карлсруэ, Кирклес, Лестер, Милтон Кейнс и Унна. Это обусловило практическую состоятельность теории, основанной на успешных результатах существующих политик и стратегий и доказало возможность ее прикладного использования в городах всего мира.

  Наиболее известным теоретиком «креативного города» считается (как мы уже упоминали) Чарльз Лэндри один из исследователей, сводивших в 1994 результаты изучения городов, преодолевших индустриальный кризис. Позднее он выпустил ряд публикаций на эту тему под своим именем и возглавил организацию «Comedia», которая длительное время оказывала консультационные услуги городским властям, анализируя потенциал городов и выдвигая креативные идеи по их развитию.


   Наиболее известной книгой Лэндри является «Креативный город: инструментарий для городских инноваторов», где автор представляет ряд подходов к креативному мышлению и поведению в контексте градостроительного проектирования. В этой работе Лэндри оперирует понятием «креативная среда» (но уже не в абстрактном, а в пространственном понимании), подразумевая под ним материальное пространство, в котором происходит рождение идей и оригинальных концепций, состоящее из твердой инфраструктуры зданий и инфраструктуры совершенно нового типа: «мягкой» инфраструктуры коммуникационных сетей, которая включает инфраструктуру ментальную, интеллектуальную и даже спиритуальную.

    Лэндри представил креативность как многомерное и прикладное понятие, абсолютным условием для которого является восприятие города как чего-то большего, чем сумма его инфраструктур, но включающего всю совокупность инициатив экономической, социальной и культурной сфер. По его мнению, только будучи полностью креативными, города и даже целые регионы, продолжающие жить в своем прошлом, смогут одолеть своих главных врагов: материальность инфраструктуры и косность мышления.

   Главное допущение теории «креативного города», его «философия», состоит в том, что каждый город имеет намного больший потенциал, чем может казаться на первый взгляд. В любом городе находятся скрытые ресурсы, правильное использование которых может принести городу небывалый успех. Более того, этими ресурсами могут быть даже его недостатки. Одним из наиболее показательных примеров такой ситуации, является упоминаемый Лэндри г. Кеми, который находится в финском Северном полярном круге. Город сильно пострадал вследствие роста уровня безработицы после банкротства крупной бумажной фабрики, обеспечивавшей этот регион. Никаких особых ценностей кроме холода и снега в этом северном городе не было, но успех постройки здесь самой большой в мире снежной крепости превысил все ожидания.

   Теоретики креативного города утверждают, что каждый город имеет уникальные особенности, способные в прямом смысле «воссоздать» его. В коммерческом плане, каждый город может стать, «всемирным центром» чего-либо, как, например, Фрайбург сегодня считается центром экологических исследований, Новый Орлеан — блюза, английский городок Хей-на-Вэе — антикварной книготорговли. В определении городских возможностей может быть полезен опыт устройства фестивалей и празднеств в городах Италии, восхваляющий любую черту, которой хоть в малейшей мере известен данный регион: от рецепта уникального соуса к спагетти до литературных произведений.

Тем не менее, опыт показывает, что именно в излишней коммерциализации города кроется вторая нежелательная крайность городского развития. К сожалению, «креативный город» слишком часто стал ассоциироваться с его «раскруткой» как торговой марки и вечным праздником на его улицах. Популярность теории, как это часто бывает, привела к упрощению ее восприятия; и традиционно отброшенными отказались наиболее важные и сложные для реализации вещи, а наиболее эксплуатируемым — уровень зрелища.


     Чтобы преодолеть общее заблуждение, необходимо показать, что креативная индустрия является лишь вершиной айсберга концепции креативного города, которая на самом деле демонстрирует глубокий анализ механизмов городского функционирования и убедительно доказывает, что «балаганизация» и переполненность «модных» городов, несущая угрозу будущей их дисфункциональности, так же опасны, как забвение и опустошение. Изначальная суть «креативного города» состоит в его восприятии как живого произведения искусства, преобразования которого напрямую и в первую очередь зависят от воли и потребностей его жителей.

   Можно с уверенностью сказать, что это концепция искусства и про искусство. И не потому, что теория «креативного города» выделяет культурную компоненту как ведущую стратегию развития города, но скорее из-за того, что она возводит производство самого города в ранг искусства, заставляя всех городских производителей — людей, по долгу службы отвечающих за его образ (даже самых отъявленных бюрократов), — в ранг художников, которым следует полагаться на вдохновение и творческие импульсы в такой же мере, как на знания и опыт.

Согласно теории, создатель города - художник наивысшего уровня, поскольку в своей работе он использует все искусства.


Сложная природа жизни города, со всем разнообразием каждодневно возникающих проблем, требует разнообразных типов креативности. Это креативность ученых, направленная на решение проблем, связанных с загрязнением окружающей среды или разработкой новой городской политики; это креативность инженеров для решения актуальных технических проблем в сфере транспорта; это креативность художников, направленная на укрепление городской идентичности; это креативность деловых людей в сфере производства новых продуктов или услуг для увеличения благосостояния города; креативность людей, работающих в социальной сфере, направленная на борьбу с такими социальными явлениями, как социальная фрагментация или социальная отчужденность. Но многие из этих типов креативности остаются невидимыми глазу, и для оценки креативного развития города был разработан ряд критериев, по которым его возможно зафиксировать.
Среди основных критериев здоровых креативных тенденций отмечается наличие и доступность материальных факторов, обуславливающих реализацию креативного потенциала города и поощрения в нем творческих процессов.


    картинка источник: Рур - креативный город Музей Рура (Эссен, «Золлверейн»)


     Слагаемыми подготовительной базы развития креативности могут стать университеты с развитой практикой проведения исследований, научно-исследовательские институты, а также государственные и частные исследовательские центры.

    Кроме того, важен доступ к информации и коммуникации через развитую систему информационных библиотек, и средств массовой коммуникации.


Tags: Запорожье, город будущего, тенденции, художник и город
Subscribe

promo greentown2020 february 15, 2017 09:00 11
Buy for 10 tokens
Город будущего в воображении современного человека - это 100 этажные небоскребы и прочие головоломные сооружения, вознесенные на километровую высоту. Но скорее всего, город будущего будет совсем другим. Вот посмотрите на этот уголок Сингапура. Эта обыкновенная уютная пешеходная улица - органичное…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments