greentown2020 (greentown2020) wrote,
greentown2020
greentown2020

Categories:

Почему аллеи - это самый лучший вариант озеленения Запорожья

Почему аллеи, а не парки, и не скверы - это самый лучший вариант озеленения Запорожья?
Почему аллеи, причем самый дешевый их вариант - с асфальтовым, а не плиточным покрытием?

Почему деревья рядом с асфальтовыми дорожками будут во много раз более рослыми и мощными,  чем в парках или скверах?



    Попробую объяснить популярно, не привлекая рисунков и графиков. Объясняю на примере аллей, расположенных вдоль нашего проспекта Соборного.
Дереву для хорошего роста, кроме почвы (желательно взрыхленной на глубину 1,5 - 2 метра и удобренной достаточным количеством перегноя) требуется еще и второй важный компонент - вода. А с водой ситуация следующая: Запорожье расположено в зоне степей с недостаточным увлажнением. Количество осадков составляет примерно 400 мм в год. Этого для роста большинства деревьев недостаточно, поэтому летом у нас их приходится постоянно поливать.



     Но вы вспомните те гигантские вязы, которые росли вдоль проспекта до его реконструкции при Поляке в 2000-2001 году. Высота их достигала высоты домов (20 метров и больше), диаметр ствола около метра,  а в густой их тени было комфортно передвигаться по проспекту даже в самый жаркий день. И насколько я помню, их никто никогда не поливал.



     Примечание. Обычно поливали только проезжую часть, каждое утро, летом, часов в 9, когда час пик уже заканчивался, проходило последовательно несколько поливальных машин, после чего асфальт на проспекте блестел как у кота яйца город наполнялся свежестью, как после дождя.


  Почему они обходились без полива, но достигли таких фантастических размеров?


    Деревья на Проспекте растут на свободных от асфальта участках, ширина которых составляет примерно 5 метров. С одной стороны эти длинные прямоугольные участки с деревьями граничат с проезжей частью, осадки с которой стекают в ливневую канализацию. А вот с другой стороны, со стороны домов... здесь получается интересная ситуация.


     Здесь эти наши участки с деревьями граничат с тротуаром, который последние 20 лет активно закладывается шлакобетонной плиткой 100 х 200 мм. Но раньше, пока здесь не было плитки, здесь был асфальт.  Километры асфальтированного тротуара шириной тоже 5 метров, примерно равной ширине наших участков с деревьями. Теперь смотрите, что получается! Осадки с асфальтированного тротуара скатываются куда? правильно, на прилегающие участки с нашими деревьями. Ширина асфальта - 5 метров. Ширина участков с деревьями тоже 5 метров.



     То есть, наши участки с деревьями получают удвоенную норму годовых осадков!



    При средней у нас в Запорожье величине годовых осадков в 400 мм, участки с деревьями вдоль тротуаров проспекта получают годовую норму осадков 800 мм !!!


    Но это еще не все. Асфальтированные тротуары подходят вплотную к рядам домов, вытянувшихся вдоль проспекта тоже на многие километры. Крыши домов на проспекте в подавляющем большинстве двухскатные, ширина домов примерно 10-11 метров, ширина крыши примерно 12-13 м. Осадки с одной половины крыши стекают по водосточным трубам во дворы домов, но осадки с другой стороны крыш стекают куда? правильно, на тротуары проспекта и оттуда - опять же на наши прямоугольные, шириной 5 метров, участки с деревьями. На которых и так уже 800 мм осадков в год. Осадки с крыш добавляют еще 400-500 мм осадков на эти наши участки с деревьями вдоль проспекта.



     Вот и получается такая интересная штука - наши деревья вдоль проспекта получают еще и с крыш дополнительно годовую норму осадков. Конечно, в тропическом лесу осадков больше, но тем не менее, получается, что в общей сумме наши деревья вдоль асфальтовых тротуаров проспекта получают 1200 - 1300 мм осадков в год!



    То есть, мы имеем факт:  Деревья, растущие по бокам асфальтовых дорожек получают увеличенную норму осадков!  По сравнению с деревьями, рассаженными по городу беспорядочно хз где посреди парков и скверов без учета близрасположенных зданий, и асфальтированных тротуаров. Которые получают только 400 мм в год, и требуют из года в год постоянных дорогостоящих поливов поливальными машинами.

Такие дела...
Вот вопрос. А почему липкам, высаженным заместо тех гигантских вязов, никогда не вырасти такими большими? Ну во-первых, липа сильно угнетается солью, которой обильно удобряется наш проспект в гололедные зимние дни. Пройдите вдоль Проспекта - почти половина липок уже зачахла, несмотря на предпринимаемые поливы. Липа - это явно не то дерево, которому можно отдавать предпочтение на нашем проспекте. Вяз (карагач) - и это уже очевидно - на порядок превосходит липу в этом отношении.


    (Мы не знаем, как называлась разновидность тех мощных вязов, что росли на проспекте, но есть сильное подозрение, что многие из них были подвида карагач. А карагач - это дерево, миллионами лет приспособленное к жизни в засоленной почве среднеазиатских пустынь.)

на фото: карагач близ Самарканда, Средняя Азия. фото Прокудина-Горского (1915 год) источник


на фото: Вяз на пр. Соборном напротив театра Глинки. Имеет весьма декоративную и оригинальную компактную густую шаровидную крону. Его никто никогда не поливал, и никто никогда не кронировал (!!!), а растет лучше тех ново-высаженных лип.             Имеет явное сходство с карагачем на фото Прокудина-Горского. Есть подозрение, что это тоже вяз подвида карагач. То есть, подвид неприхотливый и устойчивый к жаре, засухе и засолению почвы.
Такие деревья должны преобладать на нашем проспекте.
Вот еще интересная фишка. Корни тех спиленных вязов уходили настолько глубоко в запорожскую землю, что очевидно, достигали уровня канализационных труб, поэтому, возможно, небольшие протечки подпитывали их не только водой, но и удобрениями, то есть, фекальными стоками канализации.


    И в-третьих, повышенное содержание углекислого газа на проспекте (автомобили, люди) как мы знаем из школьного курса биологии, добавляло плюсов к фотосинтезу.
Какие выводы из всего этого?


    Во-первых, важный вывод - деревья надо садить не где попало, а лучше всего вдоль асфальтированных дорожек.


     При этом они получают, как бы автоматом, увеличенную, иногда удвоенную годовую норму осадков, поэтому зачастую могут обходиться вообще без полива. Этим мы заботимся не только о дальнейшей судьбе высаженных деревьев, но и об удобстве и комфорте людей, которые будут ходить нашим знойным летом в тени этих аллей.


      Второе: Надо меньше увлекаться породами деревьев, плохо приспособленных к реалиям запорожских улиц, и больше использовать породы деревьев, которые доказали у нас свою жизнестойкость и декоративность.


    Перечислим первую десятку таких наиболее пригодных для нашего города деревьев (в порядке предпочтительности) :
дуб (первое место! или мы не патриоты?),
платан,
шовкун,
вяз (карагач),
конский каштан,
орех грецкий,
липа (только во дворах, на проспекте - соль!),
сосна (для песков Южного),
груша (да-да, зайдите во двор дома по пр. Маяковского,10)
акация (только не мачтовая, малодекоративная ее разновидность, пригодная больше на дрова, которой засажено Запорожье, а тот ее подвид, что живописно растет прямо на остановке ул. Мира, на солнечной стороне проспекта, рядом с магазином Adidas. Не уверен, что это именно акация, но профессионалы из Зеленхоза пусть посмотрят и определят).



    Еще раз перечислим первую пятерку нужных городу деревьев:
дуб, платан, шовкун, вяз (карагач), конский каштан.



Их плюсы не только в том, что это мощные и красивые деревья (один платан заменит 40 хилых березок, и проживет в 10 раз дольше, то есть в 400 раз более эффективен для озеленения), но также и в том что их не нужно кронировать.


 
Кронируют у нас в городе постоянно мачтовую акацию, вяз мелколистный, тополя ( с ними вообще беда) - а это большие затраты, убрав которые, можно за эти деньги вдвое увеличить высадку качественных пород, которые мы перечислили выше.
Автор надеется, что эта архи-важная для всех нас, а не только для эко-активистов тема экологии города, найдет достойное продолжение в наших СМИ и постах запорожских блогеров.
Tags: Запорожье, аллея, вяз, городские проблемы, озеленение, ошибки, проспект, экология
Subscribe

  • Питер, Девяткино.

    Девяткино, это не только муравейник без парков, транспортной доступности и инфраструктуры, но и район наркоманов, без полиции, без медицины.…

  • Краснодар. Немецкая деревня.

    Народ в самой холодной стране мира массово ломанулся на юга. Владельцы сельхозполей на окраинах южных городов сказочно обогащаются. Сотка земли на…

  • 10 нюансов транспортной (не)доступности жилья

    propertytimes.com.ua раздел: урбанистика Автор: Григорий Мельничук 20.07.2017 Инвесторы недвижимости, покупатели квартир «для…

promo greentown2020 february 15, 2017 09:00 11
Buy for 10 tokens
Город будущего в воображении современного человека - это 100 этажные небоскребы и прочие головоломные сооружения, вознесенные на километровую высоту. Но скорее всего, город будущего будет совсем другим. Вот посмотрите на этот уголок Сингапура. Эта обыкновенная уютная пешеходная улица - органичное…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Питер, Девяткино.

    Девяткино, это не только муравейник без парков, транспортной доступности и инфраструктуры, но и район наркоманов, без полиции, без медицины.…

  • Краснодар. Немецкая деревня.

    Народ в самой холодной стране мира массово ломанулся на юга. Владельцы сельхозполей на окраинах южных городов сказочно обогащаются. Сотка земли на…

  • 10 нюансов транспортной (не)доступности жилья

    propertytimes.com.ua раздел: урбанистика Автор: Григорий Мельничук 20.07.2017 Инвесторы недвижимости, покупатели квартир «для…