greentown2020 (greentown2020) wrote,
greentown2020
greentown2020

Category:

Что моноколеса и самокаты сделают с нашими городами

 На наших глазах формируется новый тип перемещения в городе. Если о проблемах с велосипедами все и так знают, то как же изменят улицы персональный электротранспорт – все эти электросамокаты, моноколеса и сигвеи. Сокоординатор Совета по урбанистике Киева Григорий Мельничук поразмышлял о том, как городу использовать возможности такого персонального транспорта, чтобы всем было удобно.
  картинка источник

    Еще лет 10 назад это был бы текст о велосипедах и велодорожках – но прогресс не стоит на месте, и в нишу между ходьбой пешком и езде в закрытом транспортном средстве вклиниваются все новые типы транспортных средств. Помимо традиционных велосипедов есть и их всевозможные разновидности: грузовые, с детским креслом и детским прицепом, тандемы… Однако сейчас все более популярными становятся еще и гироскутеры и сигвеи разных моделей. Еще один тип более распространен в Европе и стал развитием моторных инвалидных колясок – даже люди, которые могут ходить, подчас передвигаются в самодвижущихся креслах, где есть и небольшой багажник. И уже вскоре их тоже придется вписывать в транспортную модель городов.
Начнем с определения – что же такое этот самый персональный транспорт. Все эти разнородные средства передвижение объединяет несколько общностей. Первое – экологичность: для движения используется или мускульная сила, или аккумуляторы, которые могут педалями подзаряжаться. Весь «грязный» персональный транспорт типа мотоциклов и мотороллеров оставляем за скобками – ввиду вредных выбросов их скопления просто вредны для здоровья.
Второе – невысокая скорость движения, 5-20 км/ч. Третье – безкорпусность, то есть человек не защищен никакими каркасом или крышей. Четвертое – это именно персональный транспорт, рассчитанный на одного человека (ну и может самую малость груза и ребенка, в крайнем случае – одного пассажира). Пятое – для его использования не нужны никакие права, как при вождении автомобилей или мотоциклов/мотороллеров.
Любой новый способ передвижения стоит проверять на возможность использования для обеспечения мобильности горожан – любой умный город старается минимизировать затраты на транспортную инфраструктуру и в первую очередь уменьшить использование автомобилей для внутригородских поездок. Если же это и снимет некоторую нагрузку с убыточного общественного транспорта – вдвойне хорошо.
Конечно, не стоит искать в персональном транспорте панацею – это такая же крайность, как использование автомобиля в коротких внутригородских поездках. Однако ряд типов передвижения вполне можно реализовать. Например, это подъезд от дома к станции метро (пересадочному узлу) и от транспортного хаба к месту работу, поездки внутри жилого района (в супермаркет, на рынок, по бытовым вопросам), поездки туристов внутри туристических районов, наконец,, прогулки на свежем воздухе по большой зеленой зоне или поездка к ней.
Конечно, было бы прекрасно, например, в Киеве увидеть плотную утреннюю колонну велосипедов, сигвеев и моторных кресел с Троещины на Европейскую площадь – но мы к этому придем позже. Да и наш климат все же не слишком располагает к поездкам на безкорпусном транспорте в холодное время года. Но чтобы это был не только удел энтузиастов в теплое время года – над инфраструктурой для персонального транспорта придется хорошо поработать.
Дорожки для персонального транспорта
Собственно, велодорожки являются основой отдельной инфраструктуры персонального транспорта. В условиях их низкой загруженности, как сейчас, о каких-то правилах езды по велодорожкам говорить рано – лишь бы на них не парковались и пешком не ходили. Но если появятся удобные популярные направления – например, подъезд к транспортному узлу, – то понадобится, например, ограничение скорости. 20 км/ч – максимум для велодорожек с интенсивным движением и одной «полосой» в одну сторону.
Нужны магистральные дорожки по ключевым направлениям – и ширина их может быть минимум 1,5 метра в одну сторону, чтобы обеспечить обгон. Понадобятся дополнительные решения на перекрестках, подчас даже велоэстакады, велопешеходные мосты. Но не забываем – это не траты, а инвестиции, ведь мы пересаживаем людей и с личных автомобилей, и с общественного транспорта.
Правила совместного использования улиц
Персональный транспорт располагается между пешеходным движением и автотранспортом – а значит в каких-то случаях использует отдельную инфраструктуру, в каких-то – логично совмещается с пешеходным движением, в каких-то – с автомобильным. Конечно, отдельные велодорожки – идеал, но далеко не всегда это получается.
Совмещение с пешеходным движением логично на тротуарах с низким трафиком. Те же мосты через Днепр пешком переходят единицы – а вот на велосипедах ездит намного больше горожан. По сути, это велопешеходная зона с приоритетом персонального транспорта – о чем необходимо постоянно напоминать пешеходам. Это как когда нет тротуара – идешь по обочине встречной полосы. Такое логичное правило может быть и здесь.
А вот в пешеходных и жилых зонах совмещение пешеходного движения и персонального транспорта уже в пользу пешеходов: их здесь больше, а потому необходимо обеспечение их преимущества и ограничения скорости сигвеев-гироскутеров. Впрочем, могут быть и нарисованные велополосы – скорее как рекомендованные коридоры.
Совмещение с полосами общественного транспорта логично в центре и в жилых районах – где скорость автобусов и троллейбусов небольшая, редко превышающая те самые 20 км/ч. Также в центре и в жилых районах логично устройство велосипедных полос на проезжей части – это безопасно, с учетом небольших скоростей движения потоков транспорта. Да-да, и те самые контр-полосы – в обратном направлении потоку односторонних улиц – тоже уместны в таких местах. А вот на скоростных участках (даже 50-60 км/ч уже такими считаются) велополосы и совместное использование полос общественного транспорта просто опасны.
Перехватывающие паркинги и прокат
Главная проблема в использовании персонального транспорта – не сколько отсутствие велодорожек, сколько проблема безопасного хранения. Конечно, воруют велосипеды и в Амстердаме – но для нынешнего уровня благосостояния украинцев это может быть довольно ощутимой утратой. Что уж говорить о всевозможных электрических девайсах – модно, удобно, но где же их оставить?
Многочисленные велопарковки можно назвать скорее данью моды: нередко они сделаны неправильно, да и случаев, когда перекусывали велозамки, довольно много. Выход – охраняемые велопаркинги, в первую очередь у транспортных узлов. Вместо того, чтобы подъезжать к станции метро на маршрутке или троллейбусе 1-2-3 километра – берем велосипед или моноколесо и смело катимся по велодорожке без всяких пробок и оплаты проезда. Пешком такое расстояние вряд ли кто преодолеет, а на персональном транспорте – с удовольствием.
Конечно, возникнет вопрос оплаты услуги – а вот здесь можно развернуться с манипулированием тарифами, в хорошем смысле. И скидки на абонементы, и льготы при совместной покупке с проездным на общественный транспорт, а если это перехватывающий автопаркинг на въезде в город – то скидки на прокат. Пункт проката на таком велохабе должен быть обязательно – причем самых разных транспортных средств.
Места хранения
Чтобы создать хорошую инфраструктуру для персонального транспорта, нам нужно обеспечить удобство и безопасность и пути, и начальной, и конечной точек назначения. Даже если одной из них является транспортный хаб – куда-то нужно приехать или откуда-то выехать, и там тоже будет проблема безопасного хранения транспортного средства.
Здесь уже необходимо поработать городскому инвестиционному агентству – разработать и популяризировать стандартные проекты мест хранения персонального транспорта в жилых домах. Собственно, как ставили во дворах гаражи – так и в этом случае, только это будет блок с множеством ячеек под велосипеды и другие виды транспорта. Впереди всех конечно же должны быть ОСББ и застройщики – в новостройках это может быть дополнительный бонус.
А вот для центра города, территорий возле офисных центров и других мест притяжения это могут быть парклеты-хранилища. Блок с  ячейками для персонального транспорта у офисов и заведений занимает точно одно парковочное место, город получает арендную плату (или наоборот доплачивает!), там же устраиваются  подзарядки для персонального электротранспорта. Так сигвеи и моноколеса будут постепенно отвоевывать у автомобилей и парковочное пространство – и, как и на дороге, вместо одного автомобиля на одной и той же площади разместятся с десяток других средств передвижения.
Перевозка в общественном транспорте
Предмет давней борьбы велосипедных активистов – возможность перевозки велосипедов в общественном транспорте. Опять же – в условиях единичных случаев перевозка велосипеда в автобусе не составит проблемы, но представьте, как в утренний час пик сразу несколько велосипедов и электросамокатов пытаются загрузить в автобус с Троещины в центр. Да, есть длинная велодорожка – но ведь не все захотят, не всем удобно.

Если мы говорим о массовом распространении персонального транспорта, то необходимы крупногабаритные автобусы с малым числом сидящих мест или местами полустоя на крупных направлениях, например, дублируя линию метро, и, конечно, по расписанию. А в городской электричке это может быть, например, половина первого и последнего вагона.

Ренессанс велосипеда и развитие персонального электротранспорта дают нам возможность существенно изменить структуру городской мобильности. Решается проблема последней мили при поездках – важный вопрос в конкуренции альтернативных личному автомобилю способов передвижения. Главное же, чего нужно добиться, чтобы произошел качественный скачок, – просто сделать персональный транспорт безопасным. И для передвижения, и для хранения. Безопасность – базовая потребность человека, и здесь – особенно.
Tags: город без автомобилей, городское пространство, пешеходная улица, тихий центр, урбанисты Запорожья
Subscribe

  • Миллион деревьев

    В градостроительстве во всем мире сегодня доминирует концепция экологичности. Специалисты в различных сферах объединяют усилия для того, чтобы…

  • Проблемы озеленения городов. Часть 1.

    проблема озеленения городов Булдакова, Е. А. Решение проблем экологии путем организации мобильных систем озеленения Урбанизированные…

  • О социальной роли архитектора

    источник: archkosta.net Строим дома для богатых, общественное пространство — для всех. О социальной роли архитектора Станет ли…

promo greentown2020 february 15, 2017 09:00 11
Buy for 10 tokens
Город будущего в воображении современного человека - это 100 этажные небоскребы и прочие головоломные сооружения, вознесенные на километровую высоту. Но скорее всего, город будущего будет совсем другим. Вот посмотрите на этот уголок Сингапура. Эта обыкновенная уютная пешеходная улица - органичное…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments