greentown2020 (greentown2020) wrote,
greentown2020
greentown2020

Category:

Зачем городу пешеходные улицы

Сокоординатор Совета Киева по урбанистике Григорий Мельничук — о пользе пешеходных улиц для успешного развития города.
У нас почему-то принято считать, что пешеходные улицы – удел туристических городов типа Львова, Черновцов, Ужгорода или Коломыи. Действительно, отправляясь в путешествия по городам, мы часто определяем пешеходные улицы и зоны как место пребывания – где-то недалеко желательно жить, в одном из здешних ресторанчиков есть. А если надоело бегать по разбросанным по городу достопримечательностям, то можно просто лениво еще раз пройтись по пешеходной улице, зайти в какой-то магазинчик, послушать уличных музыкантов.

     на фото: пешеходный центр Мюнхена, Германия. источник

    Пешеходная улица по своей сути – комфортное место. Место чтобы провести время. А ведь именно длительность пребывания туриста является ключевой для оценки туристической привлекательности города. Для Киева это, по сути, выходные: тогда и Крещатик работает в пешеходном режиме, и на Андреевском спуске массово раскладываются торговцы. Так что понятие «выходные в Киеве» довольно прочно вошло в оборот. Но, с другой стороны, не только для туристов нужны пешеходные улицы. Это золотая жила для экономики города, о которой еще мало кто догадывается!

     Что такое по своей сути пешеходная улица? Участок городского пространства, закрытый для въезда (или транзитного проезда) автомобилей, с развитой инфраструктурой для пешеходов (лавочки, удобное покрытие тротуаров, озеленение, навигация, защита от шума и так далее). При этом, в отличие от площади, пешеходная улица имеет определенную протяженность и транспортную функцию – по ней можно пройти из точки А в точку Б. Иначе говоря, с одной стороны это тот самый «проходняк», о котором так мечтают торговцы, с другой стороны – комфортное для людей пространство, где можно не спешить, а значит, опять же, с выгодой для торговли, неспешно разглядывать вывески, заходить в магазинчики…
Торгово-общественный центр – вот главная функция пешеходных улиц, и относиться к ним стоит в первую очередь не как к туристической достопримечательности (это важно – но это приходит потом), а как к способу активизировать экономику определенного района города. Как для стимулирования развития промышленности ныне принято устраивать технологические и промышленные парки, так для развития малого и среднего бизнеса в сфере торговли, питания и услуг идеальное решение – это пешеходные улицы.
В Киеве таких улиц, по сути, нет. Единственная по-настоящему пешеходная – улица Политехническая – расположена внутри студенческого городка КПИ. Андреевский спуск – бренд города, но, во-первых, полностью для автомобилей его перекрыть не получается (это резервный спецмаршрут, да и подъезды к зданиям не имеют альтернативы), а во-вторых, это улица с по сути односторонним пешеходным движением – сверху вниз. Потому сверху улица перегружена рундуками «матрешечников», здесь практически негде присесть по пути, да и торговая функция первых этажей недостаточно развита.
Не работает и единственная специально созданная торговая улица – Пассаж, где расположены бутики мировых брендов. Клиентов здесь почти нет, продавцы скучают, улица заставлена дорогими машинами – и рестораны не устраивают открытые летние площадки европейского типа, а отгораживаются от городского пространства даже не террасами, а капитальными пристройками.
Функции торговых улиц на себя перебирают торговые центры. Метроград, DreamTown, Глобус – это, по сути, суррогатные пешеходные торговые улицы, которым бы быть не под землей или в зданиях-коробках, а под открытым небом, и не только в центре города. В торговых центрах появляется все больше общедоступных пространств, присущих для городской среды, – лавочки, фонтаны, скульптуры и многое другое. Правда, торговые центры во всех странах мира схожи – и так город теряет уникальность.
Киеву нужна программа развития пешеходных торговых улиц – как инструмент поддержки малого и среднего бизнеса. Большие торговые сети строят огромные ангары-моллы, изредка оставляя небольшое пространство для лавок с чаем и сувенирами. Малому бизнесу же приходится или самому искать подвальчики-первые этажи (часто переделанные из квартир), или связываться с МАФией киосков, по сути, способствуя уродованию города. Как не было площадей под малый бизнес при СССР, так их не планируют и сейчас.
Пешеходная улица Сагайдачного может стать первой торгово-ресторанной – здесь уже уйма разных заведений, которые просто не могут выплеснуться в городское пространство из-за узких тротуаров. Разгрузила бы Андреевский спуск и еще минимум одна сувенирная улица, например, на Печерске в районе Лавры и парков. Улицей ресторанов и кафе могли бы стать, например, улица Золотоворотская, Лысенко или окрестности Ярославова Вала, какая-то из улочек, ведущих с Верхнего города на Майдан Независимости.
Целые улицы магазинов можно создать на Подоле, превратив его в торговый район, каким он был исторически. В то время как в пригороде строят аутлет-городки в старинном стиле, в самом сердце Киева прозябают настоящие памятники архитектуры, кстати, изначально строившиеся с торговыми первыми этажами. Превратив ряд подольских улиц в пешеходные или хотя бы исключив транзит и расширив тротуары, можно организовать тематические улицы интересных магазинчиков – одежды и обуви, украшений и сувениров, необычных услуг и самых разных продуктов. Торговый Подол вновь станет интересен не только для киевлян – как пешеходные улицы в историческом центре Стамбула с магазинами одежды стали Меккой для любителей шопинга со многих стран.
Нужны пешеходные улицы и в спальных районах – да, именно так можно успешно реализовать стратегическую инициативу «Центр возле дома», о которой в Киеве много говорят, но сделать пока ничего не смогли. Торговые пешеходные улицы для Оболони и Троещины, Борщаговки и Позняков, Нивок и Отрадного могут стать как центрами экономической активности, ориентированной на местных жителей, так и общественной жизни – прогулок, приятного времяпрепровождения, массовых мероприятий.
Пешеходные улицы придают городу человечность. Человеческий масштаб зданий и улицы в целом, ориентация на человека в ее благоустройстве, почтительное отношение к исторической застройке и – что самое главное – человеческие отношения, которыми полнится городское пространство. Одно из лучших проявлений города для людей. 
источник

Элина Багмет
Tags: пешеходная улица, тихий центр, урбанисты Запорожья
Subscribe

promo greentown2020 февраль 15, 2017 09:00 11
Buy for 10 tokens
Город будущего в воображении современного человека - это 100 этажные небоскребы и прочие головоломные сооружения, вознесенные на километровую высоту. Но скорее всего, город будущего будет совсем другим. Вот посмотрите на этот уголок Сингапура. Эта обыкновенная уютная пешеходная улица - органичное…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments