greentown2020 (greentown2020) wrote,
greentown2020
greentown2020

Города для людей.

Оригинал взят у permea_kra в Города для людей.
Начал тут вот читать одноименную переводную книгу Яна Гейла и понял, что со многими вещами не согласен.

Вернее, так: две вещи, которые для него (и, похоже, для европейской школы строителей) самоочевидны, для меня таковыми не являются.

1) Люди хотят и стремятся участвовать в уличной жизни (и должны этого хотеть)
2) Высокие строения подавляют и портят улицу.

А вот третье соображение, с которым я скорее согласен

3) город невозможен без высокой плотности людей. (почему - напишу как-нибудь в другой раз)

На деле последовательное следование этим соображениям приводит к появлению городской среды по типу парижской: узкие улочки, местами превращающиеся в настоящие каньоны - и хорошо, что только 5-этажной высоты, полное или близкое к полному отсутствие выделенной придомовой территории за исключением, быть может, двора-колодца, и минимальное озеленение. Лифтов в домах может не быть, лестницы оказываются крайне узкими, жилплощадь оказывается в большом дефиците. При этом, если человеку хочется приватности, ему нужно закрыть окно шторами - иначе соседу из дома напротив все будет неплохо видно.

Не знаю как вам, а мне в таком городе неуютно. Я такие улицы воспринимаю как коридоры, а происходящее на таких улицах выглядит противоестественно. Есть мнение, что Ян где-то неправ или не совсем прав. Для начала зададимся вопросом - а так ли хотят простые люди выставляться на улицу? По слухам это несколько не так: комнаты на первых этажах арендуются в Париже за мЕньшую цену. В том числе и потому, что люди на первом этаже не могут толком отгородиться от улицы. У нас тоже квартиры на первых этажах особым спросом не пользуются. Т.е. предположение о стремлении к связи с улицей не подтверждается.

Тем не менее, кое в чем Гейл однозначно прав: в придомовой территории должны быть условия для досуга людей, а улица должна быть легко доступна. Второе нас приводит к необходимости лифтов, и - сюрприз, сюрприз - создает предпосылки для высоких зданий.

Человек не любит ходить по лестницам - это факт. Это стремно, от этого коленки могут болеть, а для пожилых и инвалидов лестница превращается в непреодолимое препятствие. Т.е. лифт в доме с более чем одним этажом - необходимость. Ну хорошо, если в доме живут молодые и сильные, то до 4-5 этажей можно без лифта (хотя не хочется). Но лифт стоит денег, его обслуживание стоит денег, и в домах на два этажа эти деньги в пересчете на отдельного жителя слишком велики. Т.е. лифт не только позволяет строить здания повыше, но и побуждает к этому. И вот тут появляется интересный феномен: для человека с 10 этажа из дома с лифтом улица как бы не более доступна, чем для человека с 4-го этажа из дома без лифта. Потому что лифт избавляет от необходимости преодолевать лестницы - что, уж извините, не для всех в охоту. Причем черт бы с ним, со спуском (пока он не на 20 этажей). А вот подъем, особенно с грузом...

Помимо этого, для организации общественного пространства нужно то самое пространство. Между тем, если у вас есть 40 кв. м. помещений, то в двухэтажном здании они займут минимум 20 кв. м. на земле (на деле - больше). А вот в четырехэтажном - всего 10. Т.е. повышение этажности позволяет освободить место под общественные пространства.

Однако как же быть с воприятием улиц? Ведь улицы по Гейлу должны быть сравнительно неширокими и дома по бокам не должны быть высокими. На самом деле это не совсем правда, и тот же Гейл объясняет, почему это фигня - хоть это и проходит мимо него.

Для начала разберемся с высотностью. Тут все просто: человек смотрит по сторонам и вниз, но практически не смотрит вверх. Т.е. все, что выше уровня глаз, как бы не существет, пока человек не отойдет на достаточное расстояние. Т.е. высота здания, рядом с которым идет человек, им не воспринимается. Есть, разумеется, тонкости: например, высокая стена создает тень, и ущелье между двумя стенами никогда не бывает толком освещено - что воспринимается угнетающе. Есть еще и менее очевидные проблемы с аэродинакой и не только. Но это проблемы, которые высотой здания могут быть созданы, а не высота сама по себе. Более того, даже если принять мнение товарища Гейла за истину, есть еще циничный прием пристройки: высокое здание как бы вырастает из плоского и низкого. Что-то такое практикуют в Нью-Йорке, а желающие могут посмотреть на практическое воплощение на Новом Арбате.

Теперь разберемся с шириной улиц. На деле тут проблема не столько в ширине, сколько в том, что пустое пространство в 100 метров восприниается как площадь или широкая дорога или даже поле. Т.е. проблема не в ширине улицы как таковой, а в том, что эта ширина ничем не прерывается, а в особо терминальных случаях - еще и напрямую занята потоком авто. У этой проблемы есть простое и тривиальное решение - разбитие улицы продольными делителями. Таковыми могу выступать - ряд припаркованных авто, живая изгородь (кустарник), ряд торговых ларьков, сквер, и многое другое. Ну и не нужно смешивать автотрассы и улицы.

Итак, наша узкая улица из пятиэтажных домов раздалась в ширь, из пятиэтажек выстрелили вверх отдельно стоящие башни, а на самой улице появились два сквера, отделяющие основной ход от дублера с парковкой. На основной тротуар выходит множество магазинов, плюс дублер местами отделен от тротуара ларьками уличной торговли. Стала ли от этого улица хуже? По-моему, наоборот: разнообразие среды даже увеличилось, и это скорее приятное разнообразие, добавилось зелени, появился сквер. Собственно, в том же Париже есть выстроенные по похожим лекалам проспекты. Они не доминирующие, но они очень даже есть и вполне людны.

Я, правда, отнюдь не полагаю свое восприятие единственно верным. Люди разные, поэтому и улицы в городе нужны разные, чтобы люди приходили туда, где им уютнее. Более того, я отлично понимаю, что в идеальнмо мире большинство людей будет жить в отдельных домах с 10 сотками придомового участка. Но для этого нам понабится изобрести телепортатор и где-то добыть по два раба на человека.

Вопрос о максимально разумной высоте жилой и/или деловой башни, равно как и вопрос об устройстве придомовой территории - тема для другого разговора.
Tags: город будущего, урбанистика
Subscribe

promo greentown2020 february 15, 2017 09:00 11
Buy for 10 tokens
Город будущего в воображении современного человека - это 100 этажные небоскребы и прочие головоломные сооружения, вознесенные на километровую высоту. Но скорее всего, город будущего будет совсем другим. Вот посмотрите на этот уголок Сингапура. Эта обыкновенная уютная пешеходная улица - органичное…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments